Пользуйтесь им самостоятельно или вместе с другими людьми.
Лиза ЗахароваПереводчик Лайфхакера
Избранное первого принципа или слияния идей.
Красная шляпа — это эмоции. В этой позиции вы обращаете внимание на чувства, которые у вас вызывает решение, прислушиваетесь к своей интуиции и внутреннему голосу. Вы также стараетесь представить, какой будет эмоциональная реакция других людей. Это прекрасный способ подключить эмоции к рациональному процессу принятия решений.
Белая шляпа означает аналитическое мышление и рациональность. Она заставляет вас сосредоточиться на данных и проанализировать всю доступную вам информацию.
Чёрная шляпа включает режим строгой критики. Вы смотрите исключительно на недостатки решения, моделируете худшие сценарии развития событии, представляете любые потенциально негативные последствия и думаете о том, что может не сработать.
Синяя шляпа отвечает за стратегическое мышление и контроль. Она нужна для того, чтобы управлять процессом, вовремя заметить, что вы топчетесь на месте, и найти возможность двигаться вперёд дальше, выбрав, например, другую шляпу и изменив перспективу.
Если вы принимаете решение в одиночку, то сначала определяете, какие шляпы и в каком порядке будете «надевать», а затем переходите от одной к другой. Если вы обсуждаете что-то в группе, то можете распределить конкретные шляпы среди участников дискуссии, чтобы её сбалансировать, или все вместе рассмотреть ситуацию последовательно с точки зрения каждой «шляпы».
Как им пользоваться
Разберём метод на примере. Допустим, на собрании с руководством компании вы решаете, стоит ли выпускать новый продукт, чтобы поднять продажи. Тогда ход обсуждения может быть таким:
Сначала с точки зрения жёлтой шляпы вы обращаете внимание на то, что новинка может удовлетворить спрос на значительной части рынка. Это отличная возможность привлечь больше клиентов и получить больше прибыли.
Затем вы «надеваете» чёрную шляпу, чтобы рассмотреть негативные последствия. Что, если новый продукт поглотит долю существующих? Или будет недостаточно привлекательным для того, чтобы его покупали?
Далее с позиции белой шляпы вы анализируете данные по рынку. И замечаете, что они свидетельствуют о наличии неудовлетворённых потребностей покупателей, а также о том, что снижение продаж указывает на движение рынка в целом в другом направлении.
Здесь вы снова смотрите на ситуацию с позиции жёлтой шляпы и видите, что ваш продукт действительно нужен клиентам, и это подтверждается данными. Значит, надо думать о том, как с учётом возможных недостатков придать новому продукту достаточно ценности в глазах потребителей.
После наступает время зелёной шляпы. Вы начинаете генерировать идеи, каким будет прототип нового продукта и как вы будете его тестировать.
К этому моменту обсуждение длится уже довольно долго, поэтому вы оцениваете обстановку с точки зрения синей шляпы и предлагаете отложить принятие окончательного решения до тех пор, пока не завершится тестирование с участием целевой аудитории.
На этапе, когда наметился план действий, вы «надеваете» красную шляпу, чтобы узнать, как к нему относятся участники совещания. Как только все придут к единому мнению, обсуждение можно заканчивать.
Лайфхакер