Но инициатива человека пока тоже нужна.
Наталья КопыловаАвтор Лайфхакера
Избранное миллиарды видео на разные тематики — от распаковки игрушек для грудничков до туториала, как собрать Звезду Смерти в натуральную величину из детских конструкторов.С текстовой информацией всё чуть сложнее, но картина похожа. Новостная повестка будет выстраиваться определённым образом, освещая ситуацию с какой-либо стороны. Чтобы получать более объёмные данные, придётся искать их уже вручную. Но это своего рода подвиг, дело, которое требует дополнительных усилий. Поэтому большинство из нас живёт в картине мира, которая сформирована хоть и с нашей подачи, но алгоритмами.Хотя и это не всё. Так как за общую картину отвечают алгоритмы, информационные единицы — тексты, видео, аудио — создаются не только для людей, а иногда и вовсе не для них. Главное, чтобы контент хорошо распознавал ИИ. И это часто влияет на язык и структуру текстов. Поэтому и подача информации отличается, а это, в свою очередь, может менять нашу речь.Причём современная информация — это ещё и блогеры, друзья в соцсетях. А потому мы дополнительно оказываемся окружены людьми, которые думают, как мы. Ведь именно их посты нам нравятся, им мы ставим лайки. Но за пределами любого пузыря много несогласных и тех, кто интересуется вообще другими вещами.
2. Подталкивает к покупкам
В стародавние времена, чтобы что-то захотеть, нужно было это увидеть на ком-то или в магазине. Сейчас нас атакует реклама в виде баннеров, сообщений, постов от блогеров и не только. И хоть у современного человека есть что-то вроде слепоты к разного рода объявлениям, они всё равно работают — иначе компании не тратили бы на них столько денег.А эффективность их как раз завязана на том, что алгоритмы примерно понимают, что нам нужно. Скажем, если двадцатилетнему бодрому мужчине будут показывать рекламу клея для зубных протезов — хоть сто раз он её увидит, средство ему всё равно пока не нужно. Но для пожилого человека объявление уже может быть актуальным и побуждающим к покупке. А алгоритмы умеют учитывать не только возраст, но и другие параметры. Так, если в какой-нибудь соцсети девушка поменяет статус семейного положения на «замужем», она может заметить, что ей стали подозрительно часто показывать товары для беременных и мам.Возможно, где-то и есть человек-кремень, который ни разу не потратил деньги, потому что увидел объявление. Но в основном мы так или иначе делаем покупки благодаря алгоритмам, которые иногда лучше нас знают, что нам нужно.
3. Диктует, что смотреть и читать
Рекомендательные сервисы тоже основаны на алгоритмах. Подборка «Вам, возможно, понравится» — их цифровых рук дело. Причём не обязательно заходить на специальный сайт, чтобы попасться и тут. Мы получаем информацию через наши информационные пузыри, рекламу и так далее.То есть весь наш список сериалов, фильмов, книг — это тоже не совсем нами составленный перечень.
4. Определяет маршруты
Если ваш год рождения начинается с единицы, вы, вероятно, помните аналоговые карты. А также тот факт, что пользовались ими в основном или на уроке географии, или при поездках на дальние расстояния. Можно перефразировать мем: «“Атлас автомобильных дорог” вам о чём-нибудь говорит?» В условиях города улицы представлялись в голове скорее панорамой, чем картой. А если заплутал, то оставалось либо спрашивать помощи у прохожих, либо блуждать, пока чудо не выведет.После появления цифровых сервисов для прокладывания маршрутов многое поменялось. Именно эти приложения часто определяют, как мы добираемся из пункта А в пункт Б. Причём обычно мы полностью доверяем тому, как нас ведут карты.
5. Влияет на расходы
Динамическое ценообразование — тоже происки искусственного интеллекта. Снегопад — и вот уже такси в два раза дороже. Раньше осадки тоже повышали цену, но и с таксистом можно было поторговаться. С алгоритмами не забалуешь, остаётся только ждать, когда цена снизится, или ехать так.Динамическое ценообразование также влияет на стоимость товаров и изменяет её в зависимости от спроса и других факторов. Иногда происходит интересное. Так, однажды книга по биологии развития продавалась за 1,7 миллиона долларов, при том что б/у-экземпляры стоили всего 35 долларов. Издание предлагали несколько продавцов, и человек, который нашёл эти подозрительные цены, наблюдал за ними некоторое время. Требуемые суммы продолжали расти у всех. Герой этой истории предположил, что у одного из торговцев книги просто не было, поэтому он установил рандомную высокую стоимость, чтобы издание никто не покупал. А остальные просто пали жертвами алгоритмов, которые подтягивали цену к цифрам конкурентов.Конечно, в этой ситуации налицо некоторый сбой. Но она демонстрирует, как меняются цены и почему. А мы в итоге можем тратить больше или меньше, просто делая покупки в разные дни.
Лайфхакер