Минск любит испытывать водителей пробками. 8 — 9 баллов в час пик для столичных дорог картина привычная. Общественному транспорту полегче: для него часто выделена отдельная полоса. Но чтобы поощрить приверженцев экологичных авто, водителям электрокаров тоже разрешили по ней двигаться. Как думаете, действительно ли это дает преимущество на дороге?
Условия задачки
На часах 17:00, будний день. Тучи над водителями постепенно сгущаются — пробки в городе 6 баллов, на отдельных участках есть и 7. В эксперименте участвуют два автомобиля. За рулем Hyundai с двигателем внутреннего сгорания водитель с почти 40-летним стажем Геннадий Шельвах. Электромобилем BYD управляет опытный инструктор по вождению Олег Шваронок. Как оказалось, никто не сомневается, что электромобиль приедет быстрее. Вопрос лишь — насколько?
Одновременно стартуем с развязки на пересечении МКАД и проспекта Дзержинского. Маршрут следующий: по проспекту доедем до станции метро «Площадь Франтишка Богушевича», затем уходим направо к ТЦ «Столица» и далее по проспекту Независимости до площади Победы.
На старте оговариваем важные условия: оба водителя обязаны соблюдать разрешенную скорость — 60 км/ч, на отдельных участках маршрута — 70 км/ч. Hyundai должен двигаться в общем потоке, не выезжая на полосу для общественного транспорта. Ехать по ней — это право BYD, но не его обязанность. То есть электрокар может перестраиваться с крайней правой на другие полосы, выбирая оптимальное положение на проезжей части. Погнали.
Первый заезд: с окраины в центр
Развязка с МКАД — место напряженное, полосы для общественного транспорта здесь нет. Она появится около метро «Малиновка». Электромобиль занимает крайнюю правую. Тем временем автомобиль с ДВС предсказуемо перестраивается на левую — она самая скоростная. Из возможных препятствий только автомобили, поворачивающие на перекрестках налево. Пошла жара!
Трафик на проспекте Дзержинского по направлению в город небольшой. Однако на первом же светофоре электромобиль на автобусной полосе натыкается на препятствие. Дело в том, что на нее разрешено сворачивать направо всем. Перед нами в ряд выстроились три легковушки. Пока ждем, соперник с улыбкой проносится мимо. Но не пройдет и минуты, как эта улыбка исчезнет с его лица: электромобиль оторвется на несколько светофоров.
В пути Олег рассказывает, что пользуется преимуществом электрокара на дороге нечасто, в основном чтобы объехать пробку:
— Больше всего ощущаешь преимущество в часы пик. Утром свернул на полосу для транспорта и едешь спокойно. Хотя есть нюансы. Например, можно стать за автобусом, который высаживает пассажиров на остановке, и быть там, пока на соседних полосах другие едут в потоке. Но в итоге все равно приезжаешь быстрее.Впереди маячит остановка, к которой причаливает троллейбус. Кармана нет, поэтому Олег заранее просится на соседнюю полосу и сталкивается с камнем преткновения: водители не хотят нас пускать. «Как это так, пока мы стоим, они едут. Пусть тоже постоят», — читаем нотки ревности в их глазах. Одна, другая, третья машины с невозмутимым видом проносятся мимо. Лишь пятый водитель снисходительно притормозил…
Наша заминка с перестроением позволила сопернику немного сократить разрыв. При первой возможности возвращаемся на автобусную полосу и опять незадача: впереди ползет снегоуборочный трактор. Снова устраиваем небольшой стресс-тест для водителей в соседнем ряду. Объезжаем препятствие и около медуниверситета наращиваем скорость — на этом участке разрешено 70 км/ч.
Однако Геннадий не позволяет нам сильно оторваться — левая полоса движется заметно быстрее других. На светофоре у станции метро «Площадь Франтишка Богушевича» электромобиль успевает проскочить на мигающий зеленый, тем самым выигрывает минуту форы. На проспекте Независимости пробки увеличились до 7 баллов, водителям вдруг взгрустнулось — классический вечерний настрой. Электромобилю такая ситуация только на руку, ведь автобусная полоса свободна. Не сомневаясь в своей победе, Олег давит педаль в пол — топим за экологию!
…Электромобиль приходит на финиш через 15 минут 7 секунд после старта. Две с половиной минуты спустя подъезжает машина с ДВС. Большое значение в скорости имеет опыт водителя: грамотно играя «в шашки» и читая дорожную обстановку, Геннадий интуитивно выбирал полосы с более быстрым движением. В итоге отрыв электромобиля оказался не таким внушительным, как мы ожидали.
Второй заезд: из центра в спальный район
Время близится к 18:00. Пробки выросли до 7 баллов на всем маршруте. Стартуем с площади Победы. Геннадий застревает в пробке, но и Олегу несладко: от Белгосцирка до ТЦ «Столица» пришлось плестись по автобусной полосе за SKODA, причем не электрической, но водителя это ничуть не смущало…
Около Дворца Республики электрокар нарывается на очередное препятствие в виде автобуса. Решаем ехать за «соткой», никуда не перестраиваясь, потому что соседние полосы движутся вяло. Часто автобусный ряд отделен сплошной линией. То есть ни въехать, ни выехать нельзя. Вот и приходится ехать за автобусом до заветного разрыва. У ГУМа замечаем Tesla. И это первый собрат, которого мы встретили в нашем ряду за время эксперимента.
Около метро «Михалово» автобусная полоса начинает прерываться. Чтобы не скакать из одного ряда в другой, электрокар перестраивается на крайнюю левую. Стратегия верная, потому что чуть впереди произошло небольшое ДТП.
…Путь к победе оказался тернистым. Тем не менее электрокар финиширует около метро «Малиновка». Решаем узнать, где автомобиль с ДВС?
— Ползу, — вздыхает в трубку Геннадий. —
Сейчас проехал «Грушевку». Сложно дался участок около Белгосцирка, с трудом повернул на проспект Дзержинского.Во втором заезде электрокар показал результат 18 минут 24 секунды. Почти четыре минуты спустя финишировал автомобиль с ДВС. Разрыв во времени был бы еще больше, если бы все по автобусной полосе ехали по правилам.
— Много машин с ДВС, которые на свой страх и риск сворачивают на полосу для общественного транспорта, — замечает Олег.
— Хватает таксистов, которые высаживают или забирают пассажиров с этой полосы. Но в целом, если у вас есть электромобиль, можете забыть о пробках в час пик. Зная маршрут, можете заранее выезжать с автобусной полосы на соседнюю в местах разрыва, чтобы потом не стоять за транспортом или не пересекать сплошную.
Источник - www.sb.by