Потепление климата и сопутствующее развитие региона могут пробудить патогены, которые старше человеческого вида.
Виктор ПодволоцкийАвтор Лайфхакера
Избранное
Компьютерное изображение Pithovirus sibericum, выделенного из образца вечной мерзлоты возрастом 30 000 лет в 2014 году / Jean-Michel Claverie/IGS/CNRS-AMВ 2014 году Клавери возглавил группу учёных, которые изолировали живые вирусы в Сибири и показали, что они всё ещё могут заражать одноклеточные организмы, даже несмотря на то, что они покоились в вечной мерзлоте на протяжении тысячелетий. Дальнейшие исследования, опубликованные в прошлом году, выявили существование нескольких различных штаммов из семи разных мест Сибири и показали, что они могут инфицировать культивируемые клетки. Возраст одного из образцов вируса составлял 48 500 лет.
Важнейшим моментом вечной мерзлоты является то, что она холодная, тёмная и лишена кислорода, что идеально подходит для сохранения биологического материала. Вы можете положить йогурт в вечную мерзлоту, и он все ещё будет съедобным 50 000 лет спустя.
Жан-Мишель Клавери
Но вечная мерзлота в мире меняется. Верхние слои основных запасов планеты – в Канаде, Сибири и на Аляске – тают, поскольку изменение климата непропорционально влияет на Арктику. По данным метеорологов, регион нагревается в несколько раз быстрее, чем средние темпы роста глобального потепления.Однако самый непосредственный риск представляет не таяние вечной мерзлоты, а от исчезновения арктического морского льда. Это процесс позволяет развивать судоходство, транспортное сообщение и промышленность Сибири. Там планируются масштабные горнодобывающие операции, в ходе которых в глубокой вечной мерзлоте будут пробурены огромные скважины для добычи нефти и руды. Эти операции высвободят огромное количество патогенов, которые, добавил Клавери.Этот же момент подчеркнул Купманс:
Если вы посмотрите на историю вспышек эпидемий, то увидите, что одной из ключевых движущих сил были изменения в землепользовании. Вирус Нипах распространялся фруктовыми летучими мышами, которых люди изгнали из мест обитания. Аналогичным образом, оспа обезьян связана с распространением урбанизации в Африке. И это то, что произойдёт в Арктике: полное изменение землепользования, и это может быть очень опасно.
Таяние участков вечной мерзлоты / Benjamin Jones, USGSУчёные полагают, что вечная мерзлота – на самых глубоких уровнях – может содержать вирусы возрастом до миллиона лет. И они, следовательно, намного старше нашего вида, который появился около 300 000 лет назад.Наша иммунная система, возможно, никогда не контактировала с некоторыми из этих микробов, и это ещё одна проблема, добавил Клавери. Сценарий возвращения к нам неизвестного вируса, однажды заразившего неандертальца, хотя и маловероятен, но теперь вполне возможен.
Лайфхакер