Дело может быть вовсе не в ученике или его способностях.
Наталья Копылова Автор Лайфхакера
Избранное
самодисциплины, мы часто забываем задать себе главный: «Зачем?»Нас с детства приучают к тому, что нет слова «хочу», есть слово «надо». Между тем желание делать что-то, понимание конкретной и радующей цели — всё ещё лучший мотиватор. А для этого нужно найти хороший ответ на вопрос «зачем?».Ситуация как в анекдоте: «Ты понимаешь, о чём они? — Я могу объяснить… — Объяснить и я могу, а ты понимаешь?» С онлайн-образованием, да и с чем угодно, на самом деле аналогично: объяснить-то мы можем, а понять — нет. Поэтому учебный процесс никак не затягивает. А значит, интерес постепенно будет затихать, и заставить себя изучать новое будет сложнее.Поэтому, чтобы обучение было эффективным, надо честно ответить себе на вопрос, зачем вам это всё вообще надо.
2. Желание учиться, а не научиться
Некоторых любителей учиться подстерегает опасная ловушка. Начинать новое и менять что-то бывает страшно. Например, человек решает поменять профессию. Само обучение, даже если оно сложное, выглядит как безопасная прогулка со страховкой, потому что рядом всегда есть преподаватель или куратор. Они оценивают выполненные задания, что может быть неприятно, но в то же время цена ошибки невелика — плохая отметка. Чтобы начать работать по новой специальности, нужно отстегнуть страховку и полезть вверх по отвесной скале, на вершине которой тебя никто не ждёт.Поэтому люди нередко прикрываются тем, что они недостаточно знают, и проходят одни курсы за другими, вместо того чтобы применять полученные знания на практике. А то и вовсе решают, что это занятие не для них, и раз за разом открывают для себя новую сферу.Выходит, даже если результаты онлайн-обучения отличные, его нельзя назвать эффективным, потому что — и тут мы отчасти возвращаемся к предыдущему пункту — а зачем оно?
3. Отсутствие живого общения
Даже если кажется, что вы «интровертный интроверт» и вам нужны только конкретные знания, не стоит недооценивать живое общение. Во-первых, это возможность обсуждать разные вопросы, как только они возникают, смотреть над вещи под необычным углом, присутствовать при рождении истины в спорах и так далее. Это тот случай, когда одна голова — хорошо, а две (и больше) — лучше. Во-вторых, многих подстёгивает чувство товарищества или, наоборот, конкуренция.В-третьих, нетворкинг — одна из лучших вещей, которые может дать любое образование. Потому что работать вам предстоит в одной сфере, а знакомства по-прежнему играют большую роль. И пусть этот пункт напрямую к эффективности обучения не относится, зато может существенно улучшить его результаты.
4. Излишняя гибкость обучения
Возможность заниматься когда угодно, брать перерывы и встраивать занятия в свой график всегда подаётся как преимущество учёбы онлайн. На деле нужно быть человеком с мощнейшей самодисциплиной и мотивацией, чтобы при таких условиях действительно учиться. Многие же начинают прокрастинировать — просто потому, что ничего страшного не случится. Чтобы следовать намеченному курсу, нам нужны дедлайны.
5. Нереалистичные ожидания
Устроители курсов дают слишком много обещаний, в том числе и по поводу процесса учёбы. Что материал доступен всем, что знания можно будет применять сразу, что многие ещё во время обучения смогут найти новую работу — продолжите сами.На практике всё может оказаться по-другому. Это не обязательно означает, что курсы плохие и на них учат чему-то не тому. Просто в случае онлайн-учёбы работает множество других факторов, иначе знания действительно гарантировали бы всем «успешный успех». Однако из-за того, что ожидания не оправдываются, можно потерять мотивацию и в итоге практически ничему не научиться.
6. Попытки быть многозадачным
Многие воспринимают любые удалённые занятия как возможность параллельно выполнять домашние или другие не связанные с работой или обучением дела. Но многозадачность — это миф. Точнее, несколько дел одновременно делать, конечно, можно, только результат будет хуже для каждого из них.Если упрощать — мозг работает примерно как компьютер. Если на нём запустить сразу десятки программ, он начнёт тупить и зависать. Мы тоже при многозадачности тупим и зависаем, даже если это неочевидно. Поэтому, чтобы выучиться, нужно учиться, а не варить параллельно суп или прибивать полку.
Лайфхакер