Чем была вызвана нехватка картофеля весной 2025-го, пояснили в МАРТ и Минсельхозпроде
- 18.11.2025, 06:26,
- Интересное
- 0
Чем была вызвана нехватка картофеля весной 2025-го и может ли повториться ситуация снова, рассказали представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли и в Минсельхозпрода в эфире программы «По существу» телеканала СТВ.
Иллюстративное фото из архива «СБ»
Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич отметила:
— Могу сказать по 2025 году, что сети стали заложниками ситуации. В том числе и ситуации, которая сложилась с производителями. Да, нужно отдать должное нашим аграриям, что они выращивают продукцию. Они также должны получать доходную часть от своих работ. На тот момент практически уже закончился межсезонный период — по картофелю он длится до 31 мая. Были перебои уже, начиная в апреле. И, соответственно, сети старались максимально выполнить ассортиментный перечень, который обязателен к исполнению в каждом торговом объекте, в каждой торговой сети. Но когда вам не поставляют по договору и не исполняют свои обязательства производители, то откуда взять картофель?Начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Николай Лешик поделился своим видением ситуации:
— В принципе, и производители, и торгующие организации виноваты в равной степени. Предшествующий год был специфичен тем, что в мае 2024-го, в апреле 2024 года картофель не нужен был никому. Производители его практически выбрасывали. А в 2025-м, когда строили графики взаимоотношений, прописывали, кто кому в апреле, в мае должен поставить, все слукавили. Торговые сети понимали, что авось опять будет изобилие, и не настаивали на том, чтобы увеличить объемы. А производители, понимая, что в прошлом году уже получили негатив в кармане, постарались все продать в марте.На вопрос о том, не повторится ли вновь такая же ситуация, представители МАРТ и Минсельхозпрода заверили, что нет.
— Мы в новом ключе уже работаем — в рамках госзаказа, — акцентировал Николай Лешик.
— Сегодня абсолютно по-другому настроена работа. И с учетом того, что были сделаны определенные выводы из сложившейся в прошлом ситуации, уже на уровне и Президента, и Правительства принят ряд законных актов, которые устанавливают новые условия работы в системе межсезонного периода, — подчеркнула Светлана Короткевич. —
Во-первых, у нас есть типовой договор, который заключается непосредственно между производителем плодоовощной продукции и непосредственно его заготовителем — в данном случае это наши торговые сети и объекты социального назначения: больницы, детские сады, школы. В этом договоре конкретно прописывается цена на конкретную продукцию, объемы и, соответственно, административная ответственность, которая сегодня ставит две стороны по договору в одинаковые условия. Одни должны поставить продукцию в соответствии с теми решениями облисполкомов, которые обозначены по конкретному производителю сельхозпродукции. И, соответственно, торговая организация должна принять и обеспечить реализацию этой продукции в межсезонном периоде. Чем была вызвана нехватка картофеля весной 2025-го и может ли повториться ситуация снова, рассказали представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли и в Минсельхозпрода в эфире программы «По существу» телеканала СТВ.Заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич отметила:
— Могу сказать по 2025 году, что сети стали заложниками ситуации. В том числе и ситуации, которая сложилась с производителями. Да, нужно отдать должное нашим аграриям, что они выращивают продукцию. Они также должны получать доходную часть от своих работ. На тот момент практически уже закончился межсезонный период — по картофелю он длится до 31 мая. Были перебои уже, начиная в апреле. И, соответственно, сети старались максимально выполнить ассортиментный перечень, который обязателен к исполнению в каждом торговом объекте, в каждой торговой сети. Но когда вам не поставляют по договору и не исполняют свои обязательства производители, то откуда взять картофель?Начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Николай Лешик поделился своим видением ситуации:
— В принципе, и производители, и торгующие организации виноваты в равной степени. Предшествующий год был специфичен тем, что в мае 2024-го, в апреле 2024 года картофель не нужен был никому. Производители его практически выбрасывали. А в 2025-м, когда строили графики взаимоотношений, прописывали, кто кому в апреле, в мае должен поставить, все слукавили.Торговые сети понимали, что авось опять будет изобилие, и не настаивали на том, чтобы увеличить объемы. А производители, понимая, что в прошлом году уже получили негатив в кармане, постарались все продать в марте.На вопрос о том, не повторится ли вновь такая же ситуация, представители МАРТ и Минсельхозпрода заверили, что нет.
— Мы в новом ключе уже работаем — в рамках госзаказа, — акцентировал Николай Лешик.
— Сегодня абсолютно по-другому настроена работа. И с учетом того, что были сделаны определенные выводы из сложившейся в прошлом ситуации, уже на уровне и Президента, и Правительства принят ряд законных актов, которые устанавливают новые условия работы в системе межсезонного периода, — подчеркнула Светлана Короткевич.
— Во-первых, у нас есть типовой договор, который заключается непосредственно между производителем плодоовощной продукции и непосредственно его заготовителем — в данном случае это наши торговые сети и объекты социального назначения: больницы, детские сады, школы. В этом договоре конкретно прописывается цена на конкретную продукцию, объемы и, соответственно, административная ответственность, которая сегодня ставит две стороны по договору в одинаковые условия. Одни должны поставить продукцию в соответствии с теми решениями облисполкомов, которые обозначены по конкретному производителю сельхозпродукции. И, соответственно, торговая организация должна принять и обеспечить реализацию этой продукции в межсезонном периоде. Источник - www.sb.by
рейтинг:

- +248
