"Холодная синагога" в г. Могилеве на Покровском пасаде, районе, который позже, с 19-го в., Более известный под названием "Школище" являлась Самой известной могилевской синагогой. Есть мнение, что она была построена в 1680 году, а разукрашена в 1740-ом художником из Слуцка Хаим бен Ицхаком Халева Сегал, по косвенным данным - прапрадед Марка Шагала.
Что же касается собственно здания синагоги, то оно было постоено на каменном фундаменте. Стены были рубленные из отёсаны на кант бревен в чистый угол. Центральный сруб был доминирующим по высоте, к которому примыкали в качестве крытых галерей боковые срубы. К главному фасаду был пристроено пятиугольное строение, которое прикрывал главный вход. Кровля - высокий, двускатная с прычолками, над боковыми глерэями - Односкатная. В кон. 19 - в прежде. пол. 20 вв. был крытый жестью.
Интерьерные росписи, выполненные по доскам представляли собой изображения 12 знаков зодиака, мифических животных и городов. Эти изображения сохранились, так как в начале ХХ века была экспедиция в Могилев исследователей иудаизма, которые зафиксировали росписи на бумаге и на фото. И накоторыя исследователи отмечали, что под изображением мифических городов просматривались черты Могилева времен Речи Посполитой.
По опубликованным данным, внимание на синагогу и ее росписи была обращена в 1913-1914 годах после нескольких российских экспедиций и статьи очень известного в будущем искусствоведы Рахель Вишницэр, опубликованного в одном из томов «История еврейского народа" солидного издания "Россия. Полное географическое описание нашего отечества "вместе с несколькими фотографиями росписей.
Описание и копии росписей оставил в единственной своей статье, посвященной еврейскому искусству, "Воспоминания о Могилевской синагоге" известный представитель художественного авангарда Эль Лисицкий, который побывал в Могилеве вместе со своим коллегой-художником Иссахар Рыбаком. Статья Лисицкого о "Холодную синагогу" вышла в 1923 году в Берлине. Его напечатал еврейский журнал "Риммон-Милграим", выдержки из которого можно найти в первом томе "Истории могилевского еврейства", который увидел свет в 2002 году в Минске. Составителем издания стал могилевский фотограф Александр Литин.
"Стены, высеченные лестницей, из дубовых бревен. Над ними потолок, как обшыты деревом шатер. Все заклепки на поверхности - никакого обмана, никаких иллюзий ... Интерьер синагоги расписан от скамеек вдоль стен по всей их длине и к самой вершине "шатра". Четырехугольная на уровне пола синагога вдымаецца к васьмивгольнай потолка, которая имеет вид шатра ... треугольной формы панели маскируют переход от четырех- до васьмивгольника. Панели потолка расположены с невероятным ощущением композиции. Иногда все это представляет полную противоположность примитивизма, скорее плод вековой культуры », - пишет Эль Лисицкий.
По его словам, эпицентром всей постройки есть потолок. "На западной стороне над входом расположен огромные львы, а под ними - павлины. Львы держат две таблички с надписями, причем на нижней мастер оставил память о себе. На треугольной северной и южной плоскостях шатра в форме фриза расположены подводные и наземные хищники с добычу. Сверху, в небе, звезды рассыпаются в виде цветов. На земле лиса несет в зубах птицу. Медведь лезет на дерево в поисках меда. Птицы несут в клювах змеев. Фигуры, которые летают и бегают, в действительности есть людьми. Сквозь маски зверей и птиц они смотрят человеческими глазами. Это - прекрасная черта еврейского народного искусства ", - цитирует Лисицкого" История могилевского еврейства ".
Синагогу разобрали перед войной в 1938 году на бревна. Фундаменты этой синагоги сохранились в пределах квартала, примыкающего к ул. Большой Гражданской.