Книгоиздательское дело на Беларуси получило широкое распространение в эпоху Возрождения. Основоположником национальной книги по праву считается Ф. Скорина. В 1517 г. он издал первую книгу типографским способом, адресованную белорусскому читателю. Этапами книгоиздательской деятельности Ф. Скорины стали Прага, а затем и Вильно. На основе богатейшей белорусской традиции издательской деятельности сформировался евразийский вектор книгопечатания, представленный Н. Федоровым и П. Мстиславцем.
Ф. Скорина также принял участие в распространении книгопечатания в Московском государстве. Но по ряду причин вынужден был покинуть евразийский регион. Основная часть его жизни проходила в Европе. Интеллектуальная и издательская деятельность Ф. Скорины создала целое направление научных исследований под названием скоринианы. Так, например, в работах С.А. Подокшина рассмотрены вопросы связи Ф. Скорины с правовой, этической, социально-философской мыслью европейского региона [1].
Важную роль в реализации Ф. Скориной творческих планов в области книгоиздательской деятельности сыграли технологические предпосылки, связанные с налом производства бумаги в Европе. Белорусский первопечатник сконструировал печатный станок, адаптировал литерные оттиски к особенностям кириллицы. Он показал, что типографское дело требует хорошего знания механики, химии, физики. Трансдисциплинарность Ф. Скорины заключалась в том, что он пользовался техническими, естественнонаучными и гуманитарными знаниями для решения практической задачи распространения грамотности и образованности белорусского народа. Содержательную основу изданных им книг составляла Библия, которой он придал через авторские комментарии воспитательную направленность.
Издательское дело требовало финансовых ресурсов. Первопечатники рассчитывали на состоятельных людей, приверженных ценностям образования и определенным религиозным традициям. В Восточной Беларуси, частью которой является Могилев, основная масса населения придерживалась православия. Эта особенность определила размещение типографий на территориях православных монастырей, финансовую поддержку которым оказывали магнаты и купцы православного вероисповедания. Благодаря такой модели И. Федоров и П. Мстиславец смогли начать издательскую деятельность. В их изданиях преобладала теологическая тематика. Но на Могилевщине были сформированы и традиции гуманизма. Их основоположником стал Н. Гусовский, который воспевал белорусскую природу, описывал проблемы государственного управления, права, образования [2].
Верность православию и одновременно приверженность ценностям гуманизма стали основой издательской деятельности уроженца Могилева
Спиридона Мироновича Соболя (около 1580-1590 - 1645). Аргументацию в пользу его могилевских корней обосновал Ф.И. Жудро в работе под названием «История Могилевского братства» [3]. Она была издана в Могилеве в 1890 г.
Аргументация Ф.И. Жудро строится на местном происхождении фамилии «Соболь». Она подтверждается документами. С. Соболь родился в семье могилевского купца Богдана Соболя, который был повешен по решению Варшавского суда за участие в восстании жителей Могилева против униатского архибискупа И. Кунцевича.
В трудных условиях для православных братств Восточной Беларуси, связанных с Контрреформацией, С. Соболь находился после 1630 г. в Могилеве. Его деятельность проходила в пределах Могилевского братства. Оно имеет давнюю историю. Юридически статус братства был закреплен в 1602 г. грамотой Сигизмунда III. Смена в руководстве полоцкого епископства в 1618 г. усложнила деятельность Могилевского братства. Проблема проистекала от И. Кунцевича, возглавившего Полоцкое епископство. Жители Могилева его не пустили в город. В 1623 г. И. Кунцевич был убит.
Начались массовые гонения на православных Восточной Беларуси. Спасение они нашли в Киеве, туда же была перемещена типография Могилевского братства. По этой причине С. Соболь из Могилева направился в Киев [4]. Здесь он занимался издательской деятельностью до 1630 г. Использовал доску И. Федорова, что и помогло установить хронологию его изданий в Киеве и в православных монастырях Могилева.
Спонсором издательской деятельности С. Соболя в Могилеве стал Б. Стеткевич. Он предоставил возможность книгопечатания на территории Кутеинского и Буйничского монастырей. Издания были предназначены, в первую очередь, для церковной службы. Но в некоторых из них акцентировались задачи образования верующих, организацию их самостоятельной работы с текстом. Это было необходимо в условиях существовавших в то время рисков закрытия храмов и церквей.
Показательным является первое самостоятельное издание С. Соболя - «Лимонарь» (1628). Это памятник византийской литературы VII в., автором которого был И. Мосх. Текст включает эпизоды из жизни монахов. Действующими лицами рассказов оказываются также рыбаки, скоморох, еретик, грешница, капитан корабля. В результате текст содержит описание не только духовной, но и светской жизни.
Издательская деятельность С. Соболя зависела от Б. Стеткевича и его материального благополучия. Риски этому благополучию создавала война между Московским государством и Речью Посполитой. В 1635 г. война закончилась. Материальное положение Б. Стеткевича не изменилось, что способствовало продолжению книгоиздательской деятельности С. Соболя. В 1637 г. Б. Стеткевич передал Могилевской типографии православного братства земельный участок.
Много сил С. Соболь посвятил сохранению системы образования. С этой целью он приступил к изданию Букваря. Именно он ввел это название. Первое
издание было осуществлено им в 1631 г., а второе - в 1636 г. «Букварь» стал первым белорусским учебником и содержал грамматику, молитвы и тексты из Библии. С. Соболь видел перспективу образовательной деятельности и в Московском государстве. С 1637 г. он активно сотрудничал с книгоиздателем Москвы В.Ф. Бурцовым [5]. С. Соболь принял монашество с тем, чтобы сосредоточиться на издательском деле. В 1649 г. он переиздал Букварь [6].
Последние годы жизни книгопечатник провел за пределами Беларуси в монашеских обязанностях. Созданная им основа образования в виде Букваря стала классической. Она учитывает возрастные и психологические особенности детей, тех, кто начинает путь к знаниям. В противовес западноевропейской модели образования была предложена оригинальная методика формирования познавательных интересов и навыков самостоятельной работы у православных верующих. Эта идея сыграла важную роль при решении об открытии Киево- Могилянской академии. Идеи С. Соболя оказались созвучными деятельности его последователей в области духовного образования. В их числе С. Полоцкий и Г. Конисский.
Вклад С. Соболя также важен и в понимании особенностей и содержания эпохи белорусского барокко. Содержание этой эпохи только начинает осмысляться. Оно настолько многогранно, что требует междисциплинарного исследовательского подхода. Очевидным является тот факт, что благодаря таким людям, как С. Соболь, Могилев стал крупным центром духовной жизни Восточной Европы. В условиях европеизации славянских территорий православные братства выработали собственный культурный код идентичности, который позволил сохранить преемственность белорусской культуры.
Лойко Л.Е.
Учреждение образования «Академия МВД Республики Беларусь»
(Минск, Республика Беларусь)
Литература:
1. Подокшин, С.А. Франциск Скорина и современность / С.А. Подокшин // Беларуская думка у кантэксце гсторыі i культуры. - Мінск, 2003. - С. 237-245.
2. Лойка, А.І. Ідэі М. Гусоускага і актуальныя праблемы сучаснага тэхнагеннага свету / А.І. Лойка // Веснік БДУ. Сер. 3. 1994. № 1. - С. 28-31.
3. Жудро, Ф.И. История Могилевского братства / Ф.И. Жудро. - Могилев- на-Днепре, 1890.
4. Зернова, А.С. Белорусский печатник: Спиридон Соболь / А.С. Зернова // Книга: исследования и материалы. - М., 1965. - С. 126-144.
5. Русско-белорусские связи. - Минск: Высшая школа, 1963, С. 156-160.
6. Киреева, Г.В. Издания Спиридона Соболя в книжных собраниях Беларуси / Г.В. Киреева // Кніжныя помнікі Беларусі і Заходняй Еуропы. - Мінск, 2006. - С.109-114.