ПИЛЬЦ Александр Иванович (3 мая 1870 — 25 окт. 1944, София), последний иркут. генерал-губернатор, действит. стат. советник (1911).
Потомственный дворянин. Окончил курс наук в императорском Училище правоведения (1893). Определен на службу по Минестерству юстиции, в том же году переведен в Министерство внутренних дел. В 1893—1900 на службе в Уфимской губернии на различных адмминистративных и выборных, в т. ч. по земству, должностях. С 1902 — новоград-волынский уездный предводитель дворянства, с 1903 — чиновник особых поручений при варшавском генерал-губернаторе. В 1904-06 — калишский вице-губернатор, после чего назначен на службу по ведомству Главного управления землеустройства и земледелия нач. управления земледелия и государственного имуществ в Туркестанском крае. Статский советник (1909). С 1910 — могилевский губернатор, с 1911 — действительный статский советник. С февр. 1916 — товарищ министра внутренних дел с управлением отделами земским, крестьянским и по воинской повинности. 15 (28) марта 1916 назначен иркутским генерал-губернатором. Сторонник твердой административной власти, пытался скрыть 1-е сообщения об отречении императора и событиях в Петрограде. Арестован Комитетом обществ. организаций и в сопровождении унтер-офицерского конвоя выслан из Иркутска в столицу. Дальнейшая судьба неизвестна. После Окт. рев. жил в Киеве. С сер. 1918 находился в лагере «южной» контрреволюции: в нояб. 1918 — янв. 1919
Участвовал в работе Ясского совещания, служил начальником гражданского управления Одесского районана, затем — в управлении внутренних дел Особого совещания при главнокомандующем вооруженными силами Юга России. Генералом А.И. Деникиным был назначен консулом в Болгарию. При генерале П.Н. Врангеле занимал в Крыму должность и. о. начальника гражданского управления. После разгрома П.Н. Врангеля эмигрировал в Болгарию, где занимался педагогической деятельностью. С осени 1923 возглавлял бюро «Объединения русских организаций и союзов в Болгарии».
Награды: ордена Св. Станислава 1-й и 2-й ст., Св. Анны 3-й ст., Св. Владимира 3-й ст.. медали.
До назначения в Иркутск - действительный статский советник, с 1910 по 1916 - губернатор Могилевский, затем товарищ министра внутренних дел (с управлением отделами земским, крестьянским и по воинской повинности).
Назначение в Иркутск А.И. Пильц получил в марте 1916 года,[2] спустя месяц после получения должности в министерстве внутренних дел.
Георгий Шавельский в своей книге пишет:
«В 1915-1916 г., во время пребывания Ставки в Могилеве, могилевским губернатором был Александр Иванович Пильц (15 февраля 1916 г. Пильц, по личному желанию Государя, был назначен товарищем министра внутренних дел (с управлением отделами земским, крестьянским и по воинской повинности), а в марте, после того, как не сошелся со Штюрмером, получил новое назначение на пост Иркутского генерал-губернатора.). Не имея ни богатства, ни связей, он, однако, держал себя в Ставке совершенно независимо и, не смущаясь, резал голую правду не только перед генералом Алексеевым, графом Фредериксом, ген. Воейковым, но и перед самим Государем. У меня с ним отношения были добрые, но не близкие. Раньше мы не были знакомы; теперь я еще приглядывался к нему, он - ко мне.
В первых числах февраля 1916 г. как-то после высочайшего завтрака Пильц зашел ко мне.
- Нас никто не услышит? - обратился он ко мне, садясь на стул. Я плотно закрыл единственную дверь моей комнаты, ведшую в другую большую комнату - мою канцелярию, где теперь работали чиновники и писцы.
- Я пришел к вам по весьма важному делу, - начал Пильц. - Вы знаете Распутина. Знаете, что он значит теперь. Вы должны понимать, чем грозит распутинская история. Сейчас я был у ген. Алексеева. Я требовал от него, требовал, грозя общественным судом, чтобы он решительно переговорил с Государем о 8 Распутине, чтобы он открыл Государю глаза на этого мерзавца. Теперь я пришел к вам. Вы тоже должны говорить с Государем. Если вы этого не сделаете, я потом публично заявлю, что я напоминал вам о вашем долге, что я требовал от вас исполнить его, а вы не пожелали.
Я ответил Пильцу, что прекрасно понимаю всю остроту и важность распутинского вопроса, как и свой долг содействовать благополучному разрешению его, но для разговора с Государем у меня пока нет ни повода, ни фактов. Государь не терпит вмешательства посторонних лиц в не касающиеся их дела, а тем более, в дела его личные, семейные. Чтобы начать разговор, мне надо иметь определенные данные, что близость Распутина к царской семье и его вмешательство в дела государственные оказывают вредное влияние на духовное состояние армии. Иначе Государь может оборвать меня вопросом: "какое вам дело?" и не выслушать меня. Тогда мое выступление вместо пользы принесет только вред. Поэтому я считаю лучшим: с выступлением не спешить; не довольствуясь слухами, искать фактов несомненного вмешательства Распутина в государственные дела и вредного влияния распутинской истории на дух армии. Пильц согласился со мною.»
Известно также, что А.И. Пильц был председателем Восточно-Сибирского управления Красного Креста.
В 1917 отстранен от должности и арестован Комитетом общественных организаций. По приказу Временного правительства отправлен в Петербург. Известно, что он доехал до столицы, но дальнейшие его следы теряются. Согласно воспоминаниям Шульгина, Пильц служил в 1919 году "министром внутренних дел" белого диктатора Одессы генерала Гришина-Алмазова. "Список бывшим воспитанникам Императорского Училища Правоведения, окончивших в оном курс наук в 1840–1917 гг", сообщает, что А.И. Пильц скончался в городе Софии 25 октября 1944 года.