Гончарное ремесло - наиболее много и самых разных археологических находок. Одно из древнейших ремесел в Могилеве. До конца 15 в. единственной формой посуды был горшок. Все изделия 12-15 вв. сделаны на ручном гончарном круге. Сделаны в технике спирально-ленточного налепа. Основная масса - из красной глины, есть серые и белые 12-13 вв. много отличий - в технике обжига, о чем свидетельствуют разные цвета фрагментов на сломе. Горшки 12-15 вв. имеют трехслойный нс ломе черепок, глина - с примесями крупных хрящей и песка.
В 16 в. - начинается переход к ножному гончарному кругу, сделанных на ручном еще 70 %. Вся керамика 17-18 в. сделана точением на ножном круге, тесто хорошо перемешанное, черепок плотный на сломе, содержит незначительные примеси песка. [42]
На донцах могилевских горшков 12-13 вв. имеются клейма в виде княжеских трезубцев, свастики и круга. Позже - уже не встречаются.
В Моглиеве много абварной керамики, самые ранние горшки со следами абвары - с 16 в. больше всего в пластах средины 17-первой половины 18 в. В конце 16 в. распространяются зелено-глазурованные и мореные изделия. Отличаются профилировкой и орнаментацией - сложнопрофильный венец, орнамент карбовкой по плечу. Широко распространяются в 17 в. зелено- и коричнево-глазурованные горшки с ручкой-'ухом'. В конце 17-первой половине 18 в. начинают использоваться горшки с валикоподобным венцом и цилиндрической шейкой. Изделия 16-17 вв. покрыты плотной зеленой или салатовый или светло-коричневой глазуровкой. Горшки 18 в. - преимущественно коричневые.
Конец 16 - 17 вв. - время высшего расцвета гончарного ремесла. Появились новые формы и виды изделий. В Могилеве распространились: макотры (?), лотки, рынки, тарелки, миски, кубки, кубочки, бокалы и блюдечки, жбаны, баклаги, кувшины, рукомои, курительные трубки, детские игрушки, подсвечники, кафель и строительные материалы.
Среди изделий второй половины 16 - 18 вв. значительная часть - глазурованная посуда. В конце 16 - начале 17 вв. появляются первые полихромные глазурованные тарелки. В 17-18 вв. распространились изделия с падангобной росписью, внутренняя часть тарелок и мисок начинает расписываться цветной глазуровкой. Зафиксировано несколько майоликовых тарелок и блюдечек.
На гончарном круге делали горшковый и мисочный кафель. Все фрагменты горшкового кафеля имеют трехслойный плохо обожженный черепок, что свидетельствует об относительно низкой температуре обжига. В конце 16 - начале 17 в. в городе начинается производство коробочного кафеля. [43]
До середины 17 в. подавляющее большинство могилевского кафеля покрывалось зеленой глазуровкой, широкое распространение полихромных изделий приходится на середину - вторую половину 17 в. Большая часть могилевского полихромного кафеля двухцветная, политая белой и кобальтовой глазуровкой. Среди находок встречается очень богато отделанный кафель, для глазуровки которого использовались зеленая, желтая, зелено-голубая, синяя, молочно-белая, коричневая глазуровка. Примерами богато украшенного кафеля являются медальоны с изображениями 'Погони' и полифхромный геральдический кафель с изображением орла.
Весь кафель конца 16 - начала 18 в. сделан в деревянных рельефных формах. Изучение изделий позволяет предполагать о технологиях изготовления в конце 16 - 17 вв. Раскатный на тряпке пласт глины пальцами лепился в форму (следы палцьев мастера на обратной стороне кафеля перекрывают следы текстиля). Румпа фиксировалась при помощи жгута (на нем видны следы пальцев). Тесто кафеля этого периода хорошо перемешанное, светло-коричневого цвета, содержит небольшие примесим мелкого песка.
При изготовлении кафеля в Могилеве отдавали предпочтение нежирным глинам - они легко формуются. Для изготовления бытовой керамики использовали не очень пластичные, зато хорошо формующиеся суглинки. В конце 17 - первой половине 18 вв. внимание ремесленников привлекли технологические возможности среднежирных глин. В качестве сырья при изготовлении керамических изделий использовались озерно-аллювиальные отложения, распространенные в округе города.
Производство кафеля в Могилеве осуществляли мастера, которые входили в цех гончаров, отдельного цеха кафельщиков в городе не было. Для строительства 'печи светличной' в 1691 'вышло на печь кафеля семьдесят пять'. Одна зелено глазурованная плитка кафеля в 1692 стоила 'осм.два', а кафеля-медальона - 'по осм.шесть'.
На анализе кафеля можно полагать о постепенном улучшении качества керамической массы, развития новых форм декора в 16-17 вв., которые характеризуются высоким профессиональным уровнем, позволяют говорить о знакомстве мастеров с достижениями ренессансной и барочной культуры Европы. Изделия середины - второй половины 18 в. носят уже отпечаток упрощения и стандартизации.
В Могилеве существовал один гончарный цех, который объединял ремесленников разных специальностей. Письменные источники того [44] времени позволяют говорить о значительной дифференциации ремесленников-гончаров. В частности, в середине 17 в. выделись мастера, которые специализировались на производстве бытовой керамики - горшечники.
Строительные материалы - черепица, кирпич, плитка пола - также изготавливались на месте могилевскими гончарами. Причем, по документам, ими занимались кафельщики. Например, в 1691 чиновники магистрата купили 'черепицу от Анани, тысячи полтрети', в а 1692 у того же Анани, гончара, магистрат купил кафель. Собственно гончарами звали тех, кто делал архитектурно-декоративную и строительную керамику.
Скоро спрос привел к выделению в особую специальность кирпичников. Об их значительной численности говорит постановление магистрата от 9 июня 1729 'учитывая, что мещане могилевчане делают кирпичи и грунты городские портят за это каждый кирпичник каждый год давал ратуше несколько сотен кирпичей'