Бытовые конфликты, к сожалению, часто завершаются трагично. В нашем случае оба агрессора получили тяжкие телесные повреждения, оба предстали перед судом, в отношении обоих вынесены приговоры. Если бы они умели вести себя сдержаннее, слушать и слышать друг друга, ничего подобного не случилось бы.
Третий лишний
Николай Демьянов проживал с гражданской женой Зинаидой в ее квартире в одной из деревень Быховского района, пока не совершил преступление: умышленное причинение тяжкого телесного повреждения. Когда сельчанин отбывал наказание в местах лишения свободы, Зинаида не была обделена мужским вниманием — вместо Николая на ее жилплощади обосновался Петр, хотя имел свое жилье в деревне.
Вообще-то, новый сожитель немного легкомысленной дамы был человеком более надежным: ранее не судимым, официально трудо-устроенным, с неплохими доходами — работал каменщиком на местном предприятии. Был на хорошем счету у руководства и ни разу прежде не привлекался даже к административной ответственности.
«Ты, Зин, на грубость нарываешься…»
За несколько месяцев до трагических событий 50-летний Николай вернулся из мест лишения свободы и снова обосновался в квартире Зинаиды. Петру пришлось уступить, съехать. Правда, время от времени он продолжал общаться с бывшей сожительницей, иногда, когда Николай уходил на работу, даже навещал ее, звал к себе.
Конечно, в небольшой деревне ничего не утаишь: Николай, узнав о сопернике, затаил на того злобу, между мужчинами сложились крайне напряженные отношения. Случайно встретившись на деревенской улице, они не здоровались, отворачивались, поэтому старались на глаза друг другу не попадаться.
Если Николай был не в настроении, скандалил и с благоверной, предъявлял ей претензии за недостойное поведение. Но до поры до времени все было относительно тихо.
Шекспировские страсти
В тот роковой день, высчитав, что Николай должен быть на работе, Петр немного выпил для храбрости и отправился навестить Зинаиду. Но почему-то ее сожитель оказался дома и тоже в нетрезвом состоянии: до прихода гостя он успел употребить алкоголь вместе с гражданской супругой.
Мужчины сразу повздорили, даже подрались, после чего Петр покинул негостеприимную квартиру. Позже он уверял, что успел пригласить к себе Зинаиду, которая вроде бы согласилась его навестить, поэтому, выйдя из дома, он стоял во дворе и ждал даму под окнами, а потом услышал ее крик о помощи и быстро вернулся в квартиру.
Сама же Зинаида впоследствии утверждала, что действительно была приглашена в гости, но благоразумно отказалась. Однако то, что Николай после ухода Петра распустил руки, — факт.
Вбежав в комнату, Петр увидел, что Николай держит Зинаиду за волосы и собирается ударить. Он бросился даме на помощь, ударив ее обидчика первым. Тот отпустил Зинаиду, дал Петру сдачи. Мужчины ушли общаться на кухню. Там, недолго думая, Николай схватил со стола острый нож и пырнул им Петра в живот. Затем бросил нож на пол и повернулся спиной к незваному гостю. Раненый Петр в долгу не остался: схватил со стола другой нож и вонзил его в спину Николая, который, почувствовав нестерпимую боль, тут же рухнул на пол. Позже от полученных травм Николай стал инвалидом.
Истекая кровью, Петр кое-как добрел до приятеля Ивана, который вместе со своей супругой Настей оказал ему первую помощь и вызвал скорую. Раненый то приходил в себя, то терял сознание. Быстро прибывшие медики доставили его в больницу.
Тем временем Зинаида позвонила своей дочери Наталье, живущей с ней в одной деревне. По голосу та сразу поняла: мать пьяна. Услышав, что Николая порезали, Наталья поспешила узнать, что случилось, и вызвала скорую. Николая тоже отвезли в больницу.
Неминуемая расплата
Подлечившись, Петр и Николай дожидались заседаний суда под домашним арестом, ведь в отношении обоих возбудили уголовные дела за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений.
И если Николай свою вину признал сразу и вроде даже раскаялся, то Петр никак не мог вспомнить подробностей конфликта. Говорил, что, конечно, мог ударить Николая ножом в спину, но как это происходило, забыл напрочь. Зинаида тоже ничего не видела, потому что не присутствовала на кухне во время мужского «разговора», оставалась в комнате. Да и Николай, подробно и обстоятельно описывавший события до этого момента, разумеется, не мог видеть деталей нападения сзади. Поэтому эксперты и следователи сами устанавливали точную картину произошедшего.
Несмотря на то что Николай стал инвалидом и раскаялся в своих действиях, да и Петр просил не наказывать соперника слишком строго, суд назначил ему суровое наказание. Николая признали виновным в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, совершенном повторно, поскольку он уже был судим по этой статье. Ему придется провести семь лет в исправительной колонии в условиях строгого режима.
К Петру ожидаемо отнеслись мягче, учитывая, что раньше он никогда не попадал в поле зрения правоохранительных органов, к тому же Николай сам спровоцировал конфликт. Суд назначил Петру наказание в виде ограничения свободы сроком на четыре года с направлением в исправительное учреждение открытого типа.
Зинаида осталась одна. Надолго ли?..
КОМПЕТЕНТНОАлександр ДМИТРИЕВ, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:— Подобные бытовые конфликты, к сожалению, не редкость. Вместо того чтобы поговорить, высказать друг другу свои претензии, найти аргументы, чтобы убедить оппонента, в чем он неправ, люди проявляют несдержанность: оскорбляют близких, знакомых, угрожают им, наносят телесные повреждения. Многие даже не считают нужным сдерживать эмоции, действуют с позиции силы, забывая, что любой конфликт можно разрешить мирным путем.
Ситуацию усугубляет то, что оба участника описанного конфликта были в нетрезвом состоянии и не задумывались о последствиях своих поступков. Вроде бы один из них даже действовал из добрых побуждений, заступался за женщину, но ведь это можно было сделать иначе.
Употребление спиртных напитков зачастую является катализатором противоправного поведения, приводящего к административным правонарушениям и совершению тяжких преступлений. При этом значительная часть лиц, совершающих подобные деяния, не страдает алкоголизмом и не нуждается в принудительном лечении. Однако злоупотребление спиртным, ставшее привычным способом проведения досуга, будь то в компании или в одиночку, приводит к потере самоконтроля и провоцированию конфликтных ситуаций.
В соответствии с белорусским законодательством совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения рассматривается судом как обстоятельство, отягчающее ответственность. Так что лучше, особенно людям эмоциональным, несдержанным, вообще отказаться от спиртного, находить для себя в свободное время другие занятия. Тем более государство создает для этого необходимые условия: во всех населенных пунктах страны проводятся спортивные и культурные мероприятия, функционируют дома культуры, клубы и тренажерные залы, оборудованы спортивные площадки и тропы здоровья.
mendeleva@sb.by
Источник - www.sb.by