Неприятные сотрудники обычно относятся к одному из четырёх типов, и к каждому из них найдётся свой подход.
Лиза ЗахароваПереводчик Лайфхакера
Избранное Как работать с коллегами, если вы не можете найти общий язык на Яндекс.МузыкеВсем нам хотя бы однажды приходилось работать с людьми, которых мы на дух не переносим. Возможно, это был человек, который громко смеётся в самый неподходящий момент. Или такой, который постоянно крадёт чужие идеи и незаслуженно получает похвалу от начальства.Иногда сработаться мешают совершенно разные характеры: кто-то активный и быстрый, а кто-то — медлительный и неповоротливый. Временами причину неприязни невозможно объяснить, когда, например, коллеги из разных отделов работают над общим проектом и просто не понимают друг друга. Конечно, всё это влияет не только на процесс, но и на результат.Чаще всего наладить нормальные рабочие отношения мешают четыре сложные черты характера: эгоистичность, конфликтность, грубость и безответственность. К счастью, свой подход можно найти к каждому из тех, кто обладает этими качествами.
Как сработаться с эгоистом
Эгоистов обычно нельзя описать как дружелюбных и приятных людей, наоборот, они думают исключительно о себе. В худших случаях это сочетается с токсичным поведением и даже нарциссизмом.Профессор психологии Арт Маркмэн отмечает, что поведение нарциссов особенно губительно для рабочей атмосферы, однако важно видеть разницу между уверенным в себе и самовлюблённым человеком. Нарциссы отличаются тем, что не умеют ценить чужие хорошие идеи и склонны преувеличивать свою собственную значимость.Если вы начальник, постарайтесь разбираться с таким поведением сразу и напрямую. Когда видите, как сотрудник идёт «по головам», дайте ему понять, что такое поведение неприемлемо.Если эгоист — ваш коллега, используйте такой же подход. Лучше немедленно пресечь подобное отношение и однозначно дать понять, что вы не потерпите такого в свой адрес.
Как сработаться с любителем конфликтов
Межличностная драма никогда не должна становиться частью рабочего процесса. Но это сложно объяснить тем, кто недоволен каждой мелочью и обожает устраивать конфликты на пустом месте.По словам доцента менеджмента Стэфана Дилхерта, конфликты бывают и хорошими. Или во всяком случае такими, которые не вредят корпоративной культуре. Здесь всё дело в намерениях. Конструктивные разногласия двигают вперёд, а конфликты ради конфликтов или энергетического вампиризма только отбирают силы. Увы, любители ссор и склок выбирают как раз второй вариант.Если вы начальник, старайтесь давать таким подчинённым самостоятельные задания, поскольку работа в тандеме может привести к новым конфликтам. Также важно создать и поддерживать в коллективе атмосферу взаимопомощи и взаимовыручки.Если вам приходится иметь дело с таким коллегой, не принимайте его условия игры и не позволяйте вовлечь себя в конфликт. На любые замечания, не связанные с работой, отвечайте односложно и переводите тему обратно в рабочее русло. Со временем такой человек поймёт, что не получит от вас нужную реакцию, и переключится на другую «жертву».
Как сработаться с грубияном
Это необязательно тот человек, который постоянно отпускает неприятные реплики. В профессиональном коллективе это, скорее, тот, кто не любит работать в команде, постоянно критикует всех и вся и очень редко идёт на компромиссы.В общении с такими людьми может помочь прямолинейность. Они редко вообще понимают, что значит «сглаживать углы», и не ценят мягкие размытые формулировки. Например, вместо того чтобы говорить «Правки по проекту в целом неплохие, но надо изменить ещё несколько пунктов», лучше сразу переходить к делу: «В проекте надо поправить следующие пункты…».Стоит объединиться и с другими коллегами. Когда грубиян снова начнёт критиковать чью-то работу или идею, используйте ситуацию как мозговой штурм и все вместе по очереди предлагайте новые варианты. Это переключит его внимание.Некоторые из тех, кому свойственна грубость, иногда пытаются доминировать в коллективе — навязывать своё мнение или требовать, чтобы всё делали именно так, как им хочется. Если ваш коллега как раз такой, психотерапевт Мэлоди Уилдинг советует использовать его нацеленность на результат.Чаще всего грубияны сосредоточены на задачах, поэтому можно попробовать объяснить им, каким образом их поведение мешает отделу или компании добиваться большего. Особенно это полезно для начальников. Напомните таким сотрудникам, что они — часть команды, или прямо скажите, что агрессивные и пассивно-агрессивные реакции на работе неприемлемы.
Как сработаться с безответственным коллегой
Соблюдение сроков и ответственное отношение к поручениям не являются приоритетом для таких сотрудников. Чаще всего о них говорят как о ненадёжных и не умеющих следовать планам. Это те самые люди, которые предпочитают делать всё по-своему, вместо того чтобы придерживаться стандартов. Это не всегда плохо, но когда на носу серьёзный дедлайн, такое поведение изрядно раздражает.Чтобы продуктивно работать с таким коллегой, нужно повысить ставки. Он вряд ли посчитает важным ответить на ваш запрос вовремя, но наверняка быстро передумает, когда узнает, что за выполнением задания следит сам начальник.Если это не принесёт нужного результата, напомните необязательному сотруднику о корпоративной культуре, которая, скорее всего, не поощряет лень и откладывание дел на потом. Возможно, это заставит его пересмотреть своё отношение к работе.
Лайфхакер