Стиль общения с «бульдозером» не сработает с «халявщиком».
Лиза ЗахароваПереводчик Лайфхакера
Избранное неформальных лидеров и начинают подлизываться к ним, чтобы убедиться, что во время спорной ситуации или конфликта они будут на их стороне.
Как вести себя
Найдите союзников — людей, у которых есть связи в компании и которые смогут предложить своё решение проблемы. Если вы захотите поговорить о поведении «карьериста» с руководством, убедитесь, что у вас есть конкретные примеры, как его действия подрывают продуктивность и моральный дух команды.
2. Волк в овечьей шкуре
Это предприимчивые и корыстолюбивые люди. Обычно их стратегия заключается в том, чтобы найти группу коллег, которая успешно работает как слаженный механизм. В такой команде сложно разобраться, кто чем занимается, потому что её участники используют местоимение «мы», когда представляют свои идеи и проекты. «Волк в овечьей шкуре» проникает в такую команду и присваивает себе её заслуги. Это несложно, ведь расстановка сил внутри не слишком чёткая.Если руководитель команды не следит пристально за работой сотрудников, «волк в овечьей шкуре» найдёт способ показать себя особенно ярко. Он часто пользуется тем, что начальник не углублён в повседневный процесс и не видит, когда его обманывают. Если это возможно, «волк в овечьей шкуре» присваивает себе заслуги за так называемую невидимую работу — ежедневные задачи, которые важны для успеха, но не всегда учитываются должным образом.
Как вести себя
Всегда упоминайте вклад каждого члена команды в общее дело. Например, во время презентации проекта рассказывайте, кто именно и над чем работал. Так у «волка в овечьей шкуре» не останется возможности получить похвалу за чужой труд.
3. Бульдозер
Здесь название говорит само за себя. Это люди, которые всегда добиваются своего, независимо от того, кто или что стоит у них на пути.Есть две категории «бульдозеров». Первые плохо ориентируются в обстановке. Они не перестают говорить и жаловаться, пока не получают от других всё, что хотят. Как правило, подобное поведение сходит «бульдозерам» с рук, потому что они обладают важными для команды навыками. Например, отлично знают компьютерную программу, в которой больше никто не умеет работать.«Бульдозеры» из второй категории действуют тоньше. Обычно это опытные в своём деле сотрудники с хорошими связями. Их главный талант — пресекать любые инициативы, которые им не нравятся. Чаще всего они идут к руководителю, делятся с ним своими «сомнениями» и заставляют его усомниться в решении, которое он собирается принять.
Как вести себя
Подготовьте стратегию, благодаря которой ваш голос и ваше мнение всегда будут услышаны. И постарайтесь избегать ситуаций, когда с рабочими задачами невозможно справиться без помощи «бульдозера».
4. Халявщик
Это самый распространённый тип токсичного коллеги, особенно если речь идёт о командной работе. «Халявщики» очаровательны, привлекательны и обладают отличным чувством юмора. Они не ведут себя невыносимо и даже могут казаться приятными людьми, просто немного рассеянными и несобранными.«Халявщики» умеют находить сильную трудолюбивую команду, а затем вливаться в неё и так распределять свои задачи среди всех участников, что никто не замечает их безделья. Так же, как и «волки в овечьей шкуре», люди этого типа выбирают сплочённую группу с коллективной ответственностью. Они знают, что коллеги выполнят работу в любом случае, а значит, сделают и то, что должны были сделать «халявщики». Более того, они сделают это молча, желая сохранить мир в коллективе.Также «халявщики» отлично проводят презентации и представляют результаты начальству. Они могут упоминать детали, например сказать, что команда потратила 30 часов на проект, и таким образом внушить руководителю бессознательную ассоциацию между «халявщиками» и напряжённой работой, к которой те на самом деле не имеют никакого отношения.
Как вести себя
Как и в ситуации с «волком в овечьей шкуре», важно регулярно проводить «проверку на справедливость» и следить за тем, кто чем занимается. Иногда «халявщики» дистанцируются от работы, потому что им не нравятся конкретные задачи, которые им приходится выполнять, а не потому что вообще не хотят работать. В таком случае стоит поручать им дела, которые их заинтересуют, так что они смогут проявить себя с лучшей стороны.
5. Микроменеджер
Обычно это начальники, которые вникают в любой вопрос до мельчайших деталей и постоянно прерывают рабочий процесс. Несмотря на благородные намерения «микроменеджеров» и искреннее желание помочь, их усилия приводят только к тому, что задачи выполняются медленно, а качество работы падает.«Микроменеджеры» работают больше всех, но делают меньше всех. Их тяга следить за каждой мелочью связана с хронической тревогой из-за того, что они не до конца контролируют процессы. Многие начальники-«микроменеджеры» становятся такими, потому что у них есть свои начальники-«микроменеджеры». Или они никогда не обучались тому, как эффективно управлять сотрудниками. Например, получили повышение, потому что хорошо справлялись со своей работой, а не потому что могли бы хорошо руководить другими людьми.Появлению в коллективе «микроменеджеров» также способствует и корпоративная культура. Если в компании не прощают ошибок, руководители начинают гораздо тщательнее следить за ходом даже самых мелких операций.
Как вести себя
Важно не только утихомирить тревогу, которая живёт внутри «микроменеджера», но и очертить границы. Объясните руководителю, какая обстановка вам нужна для продуктивной работы. Например, предложите удобный для вас график, по которому вы будете регулярно отчитываться о проделанной работе, чтобы успокоить «микроменеджера».
Лайфхакер