Многосерийный телефильм «Гостья из будущего» — культовое явление в советской поп-культуре, настолько массовым оказалось его влияние сразу на несколько поколений зрителей. Снятый в 1984 году режиссером Павлом Арсеновым фильм до сих пор пользуется любовью — те, кто смотрел его в детстве, передали эту любовь по наследству собственным детям. Картина по мотивам повести писателя-фантаста Кира Булычева вышла на телеэкраны в марте 1985-го и обрела неожиданную и шквальную популярность.
А виноваты во всем дети. Павел Арсенов, не будучи особо звездным режиссером, в 1980-м снял несколько известных фильмов, обретших своих поклонников: «Король-олень», «С любимыми не расставайтесь», «Смятение чувств»… И вот однажды на творческой встрече с подростками он задал вопрос: какое кино современные дети хотели бы увидеть? 80 процентов ребят назвали вышедшую в 1978-м повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед» о приключениях Алисы Селезневой. Тем более что в 1980-м триумфально прокатился не только по СССР, но и по миру фильм по книге Булычева «Через тернии к звездам», а год спустя Алиса Селезнева как героиня появилась в мультфильме «Тайна третьей планеты», также мгновенно завоевавшем популярность.
Арсенов обратился к писателю. Кир Булычев (в миру — ученый-историк Игорь Можейко) в 1982-м в соавторстве с режиссером создал по собственному произведению отдельный сценарий. Начался подбор актеров. Арсенов задействовал настоящих мастеров: космических пиратов сыграли Михаил Кононов и Вячеслав Невинный — более несхожую внешне и оттого колоритную пару трудно было представить. Георгий Бурков, Владимир Носик, Елена Цыплакова, Игорь Ясулович, Борис Щербаков, Валентина Талызина, Наталья Варлей в роли энергичной тренерши — все они с удовольствием снялись в небольших ролях и эпизодах.
На роль Полины — неземной красоты женщины из будущего — по просьбе Кира Булычева позвали Елену Метелкину, с успехом сыгравшую в картине «Через тернии к звездам» инопланетянку Нийю. Метелкина была манекенщицей, одной из советских топ-моделей, прогуливавшихся по подиуму в ГУМе, она и сейчас, в возрасте 70 лет, является лицом и музой одного из модных брендов.
Робота Вертера, над гибелью которого рыдали миллионы советских мальчишек и девчонок, сыграл Евгений Герасимов: популярному актеру, появлявшемуся на экране то в главной роли комиссара у Михаила Пташука в картине «Время выбрало нас», то в образе следователя в детективах «Петровка, 38» и «Огарева, 6», было интересно сыграть робота-романтика с «тонкой электронной организацией». Кстати, знаменитый смех Вертера — удачная импровизация артиста, которую решено было сделать фишкой его персонажа.
Поиск актеров-детей позволил достаточно быстро отыскать всех, кроме главной героини. Алешу Фомкина, который сыграл Колю Герасимова, на «Мосфильме» уже знали по пробам в «Чучело» Ролана Быкова, куда он не прошел, а также по съемкам в нескольких выпусках «Ералаша». На роль пухляша Фимы Королева выбрали Илью Наумова. На самом деле пробы «на Фиму» стали для всех актеров-мальчиков своеобразным экзаменом. Каждый пытался сыграть Фиму, а режиссер потом распределял понравившихся ребят по типажу на другие роли. До появления на кастинге Наташи Гусевой наиболее вероятной, но не идеальной кандидаткой на роль Алисы считалась другая Наташа — Шанаева. Красивой девчонке в итоге досталась роль школьной королевы Лены Домбазовой.
А вот Алиса была найдена благодаря классической истории: застенчивая и увлеченная энтомологией 11-летняя Наташа Гусева пришла на просмотр за компанию с подругой. Ни на что не рассчитывала, просто хотела попросить автограф у любимого писателя. Только взглянув в ее широко раскрытые, серьезные и совершенно не детские глаза, Кир Булычев сказал: «Это Алиса!»
На съемках Наташа держалась особняком, не очень уверенно чувствуя себя в компании сверстников, на съемочной площадке с ней всегда были учебники по биологии и химии, и она совершенно не ожидала той сумасшедшей популярности, которая обрушилась на нее после выхода фильма.
Художник-постановщик Ольга Кравченя и художник по костюмам Валентина Олоновская искали вдохновения в зарубежной моде и фантастических фильмах. Так, красный сарафан Алисы вырос из творений Андре Куррежа. Курреж — икона высокой моды, ученик Кристобаля Баленсиаги, в 1964 году шокировал и привел в восторг весь мир своей коллекцией одежды и аксессуаров Space Age («Космическая эра»). Именно в ней почерпнула вдохновение Олоновская, придумывая наряд для девочки из будущего. А уж как художники дали себе волю, одевая неземную красавицу Полину! Струящиеся ткани, женственные силуэты, смелый вырез-кливидж до самой талии, футуристическое серебряное платье с графическим декором — все это дало толчок индивидуальному пошиву 1980-х: пока дети следили за перипетиями сюжета, их мамы внимательно разглядывали удивительные наряды на манекенщице Метелкиной.
Труднее всех пришлось Евгению Герасимову: для робота Вертера в космической отрасли сложными путями добыли материал, из которого должны были шиться скафандры. Из него и был создан «цельнолитой» сверкающий костюм, в котором артисту, ввиду отсутствия пуговиц и застежек, приходилось мучиться на жаре по 12 часов. А блондинистый парик-каре — отсылка-пасхалка к малобюджетному и малоизвестному итальянскому фильму «Война роботов».
Ольге Кравчене, создавая декорации, экономить приходилось буквально на всем. Фильму не прочили большого успеха, оттого финансирование было скудным. Самой дорогой вещью оказались яйцеобразные «флипы», на которых перемещаются герои в будущем: каждый обошелся в 5 тысяч рублей. Крупные планы снимали, водрузив «флип» на платформу грузовика, а для изображения полета использовали мини-модельки. Точно так же корпус Института времени — всего лишь небольшой макет, который подвешивали в кадре таким образом, чтобы он наиболее правдоподобно совмещался с лужайкой, создавая впечатление построенного здания.
Загадочный миелофон — прибор для чтения мыслей, за которым охотятся по сюжету космические пираты, художница сделала из стеклянных призм, использовавшихся в производстве фотоаппаратов. А приятный звук, который издает этот прибор, — проигранный на высокой скорости Первый концерт Чайковского. Предмет так понравился режиссеру, что после съемок Арсенов забрал миелофон к себе домой.
Отдельное очарование «Гостье из будущего» придает музыка Евгения Крылатова. А песня «Прекрасное далёко» на стихи Юрия Энтина стала настоящим хитом на все времена. Для фильма ее исполнила Татьяна Дасковская, озвучившая на «Мосфильме» более 200 картин и не первый раз сотрудничавшая с композитором. Правда, сам Крылатов не был впечатлен этим исполнением: для «Песни года — 1985» он попросил исполнить композицию знаменитое трио «Меридиан». Ну а потом, когда песня пошла в народ, ее пел Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
После выхода «Гостьи из будущего» киностудию заваливали письмами. «Москва, Алисе Селезневой» — это был самый популярный почтовый адрес до середины 1980-х. Но, хотя Наталья Гусева и снялась через пару лет у Павла Арсенова в продолжении приключений Алисы — фильме «Лиловый шар», ее увлечение естественными науками было гораздо более серьезным, чем все перспективы работы в кино, поэтому своей сферой деятельности она выбрала биохимию, где и достигла успеха.
А мальчишки и девчонки несколько лет разыскивали «дом с машиной времени» на улицах Москвы: всем хотелось своими глазами увидеть то самое «прекрасное далёко» образца 2084 года, откуда прибыла к нам невероятная Алиса Селезнева.
ovsepyan@sb.by
Источник - www.sb.by