В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения.
В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения. В проекте указа закрепляются обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке. Сейчас завершилось общественное обсуждение документа. Интерес к нему, кстати, был очень серьезный — от граждан поступило более 600 предложений. На что обращали внимание участники дорожного движения и какие из поступивших предложений найдут свое выражение в новых ПДД? Почему нужно вносить изменения Последние изменения в ПДД внесены относительно недавно — в 2022 году. И если самокатчики свое право не спешиваться четко уловили, то вот обязанность заблаговременно замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. В итоге количество аварий с участием средств персональной мобильности (СПМ) в 2023 году выросло на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки законодательства.
Статистика этого года не лучше. За январь — сентябрь 2024 года с участием лиц на СПМ произошло 69 ДТП, в которых погибли 3 человека, получили различные травмы — 71. По велосипедистам статистика не радужнее. За этот же период на пешеходных переходах с их участием зафиксировано 128 ДТП, в которых 2 человека погибли и 127 получили травмы. Что и как будет меняться Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика — ограничение скорости в 25 км/ч. Почему именно такая цифра, объяснил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко: — Мы опирались на международный опыт. Ограничение скорости до 25 км/ч для самокатчиков — распространенная практика во многих странах. К тому же у нас действует техрегламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации. Важно подчеркнуть: речь идет именно о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой. То есть если ваш самокат способен разогнаться до 40 км/ч, то ездить на нем вы больше не сможете, даже если в настройках ограничите допустимую скорость до 25 км/ч. Тут озадачились те, кто приобрел мощные самокаты и с ветерком в волосах рассекал на них по тротуарам. Что делать с моделями, которые больше не подпадают под категорию СПМ? Александр Шевченко объяснил, что с принятием поправок все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам способны передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут считаться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Представитель ГАИ привел пример: — Некоторые электросамокаты оборудованы сиденьем и способны разгоняться до 50 км/ч. По сути, это уже мотороллер, он же скутер, только электрический. В таком случае необходимо пройти процедуру одобрения типа транспортного средства и затем с документами обратиться в регистрационные подразделения ГАИ. Разумеется, придется получить водительские права соответствующей категории, и вы сможете разгоняться до тех же 50 км/ч только уже не на тротуаре, подвергая опасности пешеходов, а на проезжей части. СПМ стало так много, что легко запутаться в их классификации. Недавно на рынке появился электрочемодан на колесах. С ним проблем не возникнет: существующие модели разгоняются максимум до 8 км/ч. Придется спешиваться, но не всегда Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. При этом Александр Шевченко успокоил: никаких разрешительных документов для езды на самокате получать не придется. Правовые последствия при ДТП для водителя самоката будут такие же, как для велосипедиста. В числе планируемых ограничений еще одно: для безопасности пешеходов в пешеходных зонах запретят передвигаться на самокатах. Велосипедистам и водителям СПМ нужно будет спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу и в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке. Однако при разработке поправок старались соблюсти баланс и оставить некоторые бонусы для велосипедистов. Например, им разрешат не спешиваться там, где проезд регулируется отдельным светофором для них. Такой маневр будет безопасен, ведь машины и велосипеды не будут пересекаться даже при повороте направо или налево по стрелке. Аналогичная поблажка будет распространяться и на самокатчиков. Есть еще пару исключений, которые обсуждаются. Что предлагали В сентябре ГАИ инициировала обсуждение предлагаемых поправок ПДД. И получила бурный фидбэк: поступило несколько сотен обращений! Заинтересованные участники дорожного движения не только делились своими мнениями, но и выдвигали предложения в комментариях на Правовом форуме Беларуси. Обращения поступали не только от граждан, но и от профильных организаций, в том числе автошкол, рассказывает Александр Шевченко. Говорит, от пешеходов было много предложений по парковке самокатов на тротуарах: — Зачастую самокаты бросают где попало. Шеринговые компании стремятся это контролировать, но есть еще над чем работать: самокаты паркуют и на остановках, и посреди тротуаров. Мы учли эти замечания и заложили в указ определенные положения, которые помогут упорядочить парковку самокатов. Были и другие предложения. Например, повысить возраст, с которого можно передвигаться на самокате. Доля смысла в этом есть: самокаты по сравнению с велосипедами более резкие и мощные, не каждый ребенок справится с управлением. Предлагали также разделить самокаты на категории по аналогии с мототранспортом в зависимости от мощности. Александр Шевченко прокомментировал подобные инициативы: — Сейчас в Беларуси разрабатывается национальный стандарт, касающийся средств персональной мобильности. Он основывается на международном стандарте, который предъявляет определенные требования к таким устройствам. Прежде всего закрепляет понятие, что относится к СПМ, и определяет основные технические характеристики. Подобных технических нормативных правовых актов у нас не было, поэтому существовала некоторая неопределенность. У документа высокая степень готовности. После введения национального стандарта с учетом его положений будут внесены поправки в ПДД. В планах завершить принятие поправок ПДД к следующему летнему сезону. sb.by Источник - mycity.by