Лагеря военнопленных в Могилеве
 

Лагеря военнопленных в Могилеве

 


4-й АРМЕЙСКИЙ СБОРНО-ПЕРЕСЫЛЬНЫЙ ПУНКТ

Месторасположение:
Беларусь: гг. Барановичи, Брагин, Волковыск, Гомель, Кричев, Круп­ки, Минск, Могилев, Мстиславль, хойники.
Польша: г. Бельск.
Россия: г . Брянск, П.Г . Т. Глушково, п.г.т . Горшечное Курской облас­ти, п . г.т. Дубровка Брянской области, с. Дьяконово (сборный пункт),п . г.т. Касторное Курской области, гг. Курск, Щигры .Украина: гг. Белополъе , Бурынь, Ворожба, Новгород-Северский,д . Репки Черниговской области .
Время существования:
06.1941-12.1943
Краткие сведения о лагере:
на 07.07.1941 гг. содержалось 7683 военноплен­ных;
на 27.07.1941 г. - до 20 тыс. военнопленных.
Охрана осуществлялась 974-м ландверным, 551 и 581-м караульными батальонами.

 127-й ДУЛАГ

Месторасположение:
Беларусь: гг. Минск, Могилев , Орша .
Россия: гг. Калуга , Рославль, Смоленск .
Украина: г. Лохвица .
Время существования: 07 .1941- 04.07.1942 гг.


 185-й ДУЛАГ

Месторасположение:
Беларусь: гг. Минск, Могилев , Столбцы .
Германия: г. Добергаст.
Россия: гг . Болхов (отделение) , Карачев , Орел , Рославль (отделение).
Польша: г. Белосток.

Краткие сведения о лагере:
на05 .07.1941 г. в лагере содержалось 7 тыс .военнопленных;
на 24.07.1941 г. - 890 военнопленных ;
на 19.11.1941 Г. -30 тыс. военнопленных.
В лагере было создано 8 рабочих команд (рот) по
250 человек в каждой.
Охрана осуществлялась 302 ландверным и 322-м по­лицейским батальонами. Подчинялся 221 и 286-й охранным дивизиям.

203-й ДУЛАГ

Месторасположение:
Беларусь: д . Журавичи Рогачевского района Гомельской области,г. Климовичи, п.г.т. Коханово (примерно в
3 км от железной дороги и 4 км от шоссейной)Толочинского района Витебскойобласти,гг.Кричев(территория цементного завода), Минск, Могилев.
Польша: г . Бельск .
Время существования: 07 .1941- 20.09.1944 гг.
Краткие сведения о лагере:
на 10.09.1941 т. в лагере содержалось 2500военнопленных;
на О9.10.1941 г. - 600 военнопленных;
на 17.11 .1941 г .- 6 тыс. военнопленных;
на 22.11 .1941 г. - 1О тыс. военнопленных.
За время существования лагеря через него прошло около 40 тыс. человек .
Подчинял­ся 203 , 221 и 286-й охранным дивизиям, а также коменданту по делам военнопленных округа «Р» .
20.09.1944 г . принято решение о расформиро­вании лагеря .

341-й ДУЛАГ*
(см. также шmалаг 341)
Месторасположение:
Беларусь: г. Могилев.
Время существования: 07 .1942 г .

 341-й ШТАЛАГ ( Луполовский лагерь смерти)

Месторасположение:
Беларусь: п. Слуцк, Могилев (р-н аэродрома Луполово).
Германия: г. Альтенграбов.
Польша: г. Тересполь.
Время существования: 06.1941-08 .04.1943п. (по другим данным до 10.1943 г.)

Краткие сведения о лагере:
содержалось до 70 тыс .военнопленных. К началу .­1942 г. в лагере погибло около 40 тыс. человек.
В 1941 году в лагере находился генерал-майор Романов
Подчинялся 286-й ох­ранной дивизии, а также коменданту по делам военнопленных округа «Р ».
08 .04.1943г. принято решение о расформировании лагеря.

Еще находились небольшие лагеря в районе мясокомбината, завода "Строммашина"

 


Вспоминает Арон Шпеер
"
Так, около 50 тыс. советских военнопленных, взятых в районе Могилева в июле 1941 г., были согнаны на берег Днепра неподалеку от города, и территория, на которой они размещались,  даже не была обнесена колючей проволокой. Пленные охранялись усиленными патрулями и стоявшими через каждые 15–20 м пулеметами. Пленные были предоставлены сами себе, никакой медицинской помощи не оказывалось, национальной селекции не проводилось, командиры и политработники не были отделены. Не получая никакого питания в течение недели (съели всю траву, жарили лягушек), люди теряли от голода сознание, зрение. Только на восьмой день началось формирование этапов в лагеря военнопленных
"



Так как мосты через Днепр были разрушены, военнопленные к востоку от Днепра сгонялись  на 4-й сборно-пересыльный пункт на  аэродроме  Луполово в г.Могилеве. Охрана пересыльных пунктов осуществлялась  551-м и 581-охранными батальонами. Через короткое время  пересыльный пункт был преобразован в пересыльный лагерь дулаг 127.После убытия  дулага 127 в Оршу, его место занял дулаг 185.В ноябре  дулаг  185  переместился ближе к линии фронта, а на Луполовском  аэродроме появился  шталаг 341,т.е. постоянный лагерь для  рядовых и младшего командного состава. На 12 января 1942 года в Могилеве находился только один лагерь для военнопленных - шталаг 341,подчинявшийся  386-й охранной дивизии.

Воспоминания Геннадия Сахрая об отце
"
Часть, в которой служил отец, попала в окружение. Пытались пробиваться к своим разрозненными группами, но эти попытки не увенчались успехом. И в декабре 1941 года отец, вместе с группой красноармейцев, после многочасового боя, контуженный, попадает в плен.

Лагерь военнопленных, куда их привели, находился в Могилёве, на территории, где сейчас расположен завод «Строммашина». Не буду описывать жизнь в плену, а тем более еврею; при одном только упоминании о принадлежности к этой национальности немцы ставили к стенке. Вот почему отцу пришлось скрывать своё имя и отчество, выдавая себя за жителя Кавказа. Отец несколько раз бежал из лагеря, но его ловили, избивали, травили собаками и снова возвращали в фашистские застенки.

И вот, уже в январе 1943 года, подобралась группа военнопленных, которая подготовила очередной побег. В состав этой группы входил и отец. Один из пленных солдат был хорошим слесарем, он сумел подобрать и подточить ключ от калитки заднего двора, куда обычно выходили немецкие офицеры.

Каждый день на машинах увозили из концлагеря людей на расстрел. Рассказывали, что в один из дней кто-то крикнул из пленных: «За нас отомстят!» Немец, смеясь, разрядил в него всю обойму пистолета. Большинство эсэсовцев, издеваясь над своими жертвами, упивались зрелищем происходящего. Многие из них улыбаясь, на фоне массовых расстрелов, фотографировались.

До сих пор отцу удавалось прятаться в лагере, но он знал, что рано или поздно придёт его черёд, и скрываться под вымышленным именем ему долго не удастся. Да и вся группа понимала, что с побегом больше медлить нельзя.

И вот, январской ночью, в тридцатиградусный мороз, группа военнопленных совершает побег, открыв заветным ключом ту самую офицерскую калитку. Никто из группы ясно не представлял, что делать дальше. Где фронт? В какую сторону идти? Ясно было одно, нужно любой ценой добраться до своих. И воевать! Вместе со всеми воевать против ненавистного врага.

Но, линия фронта была далеко - за сотни километров, и добраться до неё не было надежды. Поэтому избрали другой маршрут.

Ещё, находясь в лагере, пленные слышали о том, что в Усакинских лесах сражаются с врагом отряды партизан.

Усакинские леса – это сотни километров лесной зоны и непроходимых болот. Именно здесь, в глухом, тёмном лесу было место дислокации партизанских отрядов и соединений. Отсюда и совершали свои дерзкие вылазки народные мстители.

Уже в начале июля 1941 года на территории Кличевского района появились первые гитлеровские военные формирования, а 5 июля 1941 года немцы вошли в г. Кличев. Именно в это время начали формироваться партизанские отряды, а слух об их успешных боевых операциях распространился по всей Могилёвской области и за её пределами. С каждым днём росло народное сопротивление врагу, всё больше бывших красноармейцев, попавших в окружение, и местных жителей вливались в отряды народных мстителей.

Мой отец, с группой бежавших из плена солдат, решили двигаться в направлении Усакино, деревни в Кличевском районе. Шли лесными тропами и дорогами, стараясь никому не попадаться на глаза: ни местным жителям, ни тем более, полицаям и немцам.

Стояли жуткие морозы, с сильным, пронизывающим насквозь ветром. Одежда совсем износилась, оборвалась и, чтобы хоть как-то согреться, старались как можно больше идти. Костёр разводить было нельзя, чтобы не привлечь внимание немцев. Шли долго, лесами и болотами. Благо, сильным морозом болотистые и низменные места сковало толстым льдом и по ним можно было пройти. Ночью заходили в деревни и сёла, просили поесть, какую-нибудь одежду.
"
Воспоминания Николая Васильевича  Холодцова

"
… Со стороны леса на Буйничи-Могилев днем и ночью гнали колонны наших военнопленных. Жара, израненные, оборванные, грязные, в крови, поддерживая друг друга, шли они. Немцы подгоняли пленных овчарками и прикладами.

Шлях шел между двумя  высокими берегами. Сбегался народ. Смотрели со слезами на глазах, бросали в колонну идущих хлеб, печеную картошку, вареные яйца и все, что могли. Многие пытались приблизиться к идущим с молоком, водой, кому-то это удавалось, другие получали удары прикладами от конвоира и укусы овчарок. Из колонны выкрикивали, кто они, откуда, как зовут, просили передать, что еще живы... Люди спотыкались, падали, а колонна продолжала двигаться.

Самое страшное происходило, когда колонна приближалась к небольшой речушке. У многих было желание почерпнуть хоть пилоткой, пригоршней, кружкой или котелком спасительную каплю воды. У переправы  немцы-конвоиры и собаки выстроились, чтобы никто не воспользовался этой возможностью. Входящие в реку наклонялись, чтобы почерпнуть воды, на них надвигался строй идущих за ними. Конвоиры подгоняли... Создавалась свалка.  Немцы в упор расстреливали упавших... Десятки трупов за каждый переход речушки вброд. Кровь людская с водицей долго, долго и далеко по течению напоминала об этой трагедии.

....Недалеко от аэродрома был основной базовый концлагерь, где содержалось 43 тысячи человек.

 


Мимо наших бараков по дороге ежедневно не менее двух раз гоняли колоннами военнопленных на работу и в столовую. Очень часто из колонны доносилась песня, и ее подхватывали изможденные, оборванные, обросшие военнопленные. На них кричали немцы, травили овчарками, а песня звучала. Слушая ее, взрослые и дети плакали.

Как вырастут детки

И спросят мамаши:

А где наш родимый отец?

Мамаша отвернется,
слезами зальется:

«Отец наш погиб на войне

Погиб он далеко, зарыт неглубоко

И больше он к вам не придет никогда…»

Позже я дополнил песню словами:

Орленок, орленок, лети с похоронкой

И нашей семье сообщи, что мы защищали

Нашу Отчизну, о нас вспоминайте в победные дни

Кто сочинил эту песню, когда, где? Я много лет ищу ответы в разных песенниках, хоровых коллективах. Много раз я ее напевал в армии, когда служил на Востоке, перед студентами Кунгурского автотранспортного колледжа, при встрече с ветеранами войны в парке ДК машзавода… Скорее всего, ее сочинили наши солдаты в концлагере.



Одним из средств, обрекавших военнопленных на смерть, был скудный рацион питания. Комендант лагерей военнопленных округ а «Я» полковник Маршал, инспектировавший дулаги группы армий «Центр» в июле 1941- марте 1942 гг., отмечал, что паек для советских военнопленных в страшную зиму 1941-1942 гг. составлял 150 граммов хлеба и 50 граммов пшенаів сутки, а иногда (раз в неделю) 10 граммов несортового мяса, как правило, конины, внутренностей убитого скота Причем «русский хлеб» лишь наполовину, а чащ е и того меньше, состоял из полноценной ржаной муки, в него добавляли опилки, листья деревьев, друтие примеси. Пленные раз в сутки получали баланду-похлебку из очисток картофеля, гнилой или мерзлой капусты, свеклы. Такой рацион убивал не хуже пули. В лагерях ощущался острый недостаток или полное отсутствие питьевой воды. В крайних степенях истощ ения люди представляли собой просто скелет, обтянутый кожей. Мышечных тканей почти не оставалось. Такое положение приводило к массовой смертности военнопленных. Так, уже в сентябре 1941 г. в пересыльном лагере военнопленных № 112 в Молодечно, где на 6 сентября содержалось 20339 человек, большая часть из них - под открытым небом, отмечался высокий уровень смертности, который объяснялся «явлениями истощения и дизентерийными заболеваниями». Смертность в лагере составляла в среднем 1% в сутки. В конце ноября она достигла 2% ежедневно. В начале декабря в связи с наступлением холодов стала еще выше, лишь незначительно снизилась в январе 1941 г. По сообщению адъютанта коменданта лагеря обер-лейтенаніа Крамера, имели место случаи, когда военнопленные «отрезали у своих полуживых товарищей уши и куски мяса из бедер и съедали их». Это явление не было массовым, но случаи каннибализма отмечались, что само по себе чудовищно. Ежедневная смертность в дулаге 185 в Могилеве в октябре 1941 г. составила 5%, то есть из содержавшихся в лагере    в то время 30 тысяч человек. в день умирало 1500 человек военнопленных.

 



рейтинг: 
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Новости