Впервые человек появился на территории современного Могилева в позднем палеолите (более чем 12 тысяч лет назад) и в раннем мезолите (Х– VIII тысячелетие до н.э.). Нужно отметить, что, возможно, еще не все стоянки человека, поселения, городища выявлены и обследованы археологами. Могилевская земля хранит в себе большое количество информации о прошлом. Во всяком случае, даже анализ некоторых поселений, исследованных археологами, позволяет в определенной степени проследить древнюю историю Могилева.
VIII – V тыс. до нашей эры.
К эпохе каменного века, мезолиту, относится стоянка охотников – Могилевская. Она расположена на первой надпойменной террасе правого берега Днепра на восточной окраине города в 1 км восточнее железнодорожного моста – возле очистных сооружений завода «Техноприбор» [50].
V – III тыс. до н.э. Эпоха неолита.
Одним из важнейших изобретений неолита является керамика. Появление керамики раскрывало новые возможности в приготовлении и хранении пищи, способствовало дальнейшему развитию охоты, рыболовства, переходу к оседлому образу жизни. Одна из стоянок неолитического времени располагалась на восточной окраине города на первой надпойменной террасе Днепра, выше железнодорожного моста, в урочище Городщизна (Костромин) [50].
III – II тыс. до н.э.
Территорию Восточной Беларуси заселили пришлые племена, до этого обитавшие в бассейне среднего течения Днепра. Культура, которая связана с их жизнедеятельностью, называют среднеднепровской. Она родственна обширному кругу культур шнуровой керамики и боевых топоров, в древности охватывавших пространства от Финляндии и Швеции на севере до Карпат на юге, от Приуралья на востоке до Рейна на западе. Население этих культур – древние индоевропейцы, предки славян, балтов, германцев и других народов. Среднеднепровцы жили в нашем крае почти тысячелетие [50]
VIII – VII века до н.э.
Могилевщина вступила в железный век. В окрестностях Могилева и на его территории сохранились остатки нескольких городищ этой эпохи.
VII – V века до н.э.
Время существования Пелагеевского городища в урочище Змеёвка на правом берегу р. Дубровенки у моста по проспекту Мира, где ныне расположен Дворец технического творчества [50].
V – VII век н.э.
Городище «Могила» в районе парка им. Горького на возвышенности при впадении р. Дубровенка в Днепр (разрушено при строительстве Могилевского замка). Рядом с городищем находилось селище V – VII вв. н.э. [50; 15].
Вторая половина I тыс. н.э. В Верхнем Поднепровье начинается расселение славян, формируются племенные союзы. История славянских племен полна загадок и тайн. Ассимилировав местное население, а это были балты, на территории современной Могилевщины расселились представители трех союзов племен: кривичей, радимичей и дреговичей. Через Могилев по Днепру проходила в это время условная граница между кривичами и радимичами [50; 79].
На рубеже 862 года мимо места, где ныне находится Могилев, прошли в Киев норманнские дружины Аскольда и Дира.
Путь из «варяг в греки» в конце I – начеле II тысячелетия нашей эры был одной из самых главных торгово-транспортных артерий на востоке Европы. Известный археолог В.Ф. Копытин утверждал, что «моделирование передвижения и деятельности дружин древних руссов и викингов в IX – XI вв. по легендарной Волховско-Днепровской магистрали показало, что этот торговый военно-стратегический путь надежно прикрывался укрепленными городищами. Видимо, первоначально Могилев возник как сторожевой град-крепость в окружении открытых ремесленных и сельских поселений XI – XII вв.» [50, С. 22]. Он же полагал, что «Могилев в тот период своей истории, от которого не дошли до нас письменные свидетельства, представлял собой город-замок, поставленный на южных рубежах Полоцкого княжества». Причем обилие курганов вокруг древнего ядра Могилева он рассматривал как доказательство существования феодального центра.
В.Ф. Копытин, однако, учитывал, что «слово «город» в древнерусском языке означало не город в социально-экономическом значении этого понятия, а лишь укрепленное поселение, отличное от неукрепленного. Следовательно, под понятие «город» подпадали как собственно средневековые города, так и военные крепости, феодальные замки и даже укрепленные деревни. Другими словами, все, что было окружено оборонительной стеной, называли городом. В этой связи с приходом славян Могилев мог считаться городом» [50, С. 23].
Находки орудий труда, предметов быта, оружия, украшений, собранные И.Г.Ионе в 1969 – 1972 гг. [39], а также пока что единичные фрагменты керамики, по своей профилировке характерные для XI века, донца с княжеским знаком, найденные во время раскопок 1994 года на территории могилевского замчища археологом И.А.Марзалюком [59, С. 19, 157], и исследования российского ученого С.В.Белецкого, который идентифицировал княжеский знак на донце как принадлежащий князю Всеславу Изяславовичу, подтверждают гипотезу В.Ф.Копытина.
Таким образом, можно высказать предположение, что Могилев как центр княжеской администрации существовал в 1002 – 1003 годах, во времена князя Всеслава Изяславовича (сына Полоцкого князя Изяслава, который широко известен героическим поступком в защиту своей матери княгини Рогнеды) [55]. В литературе уже высказывались гипотетическое предположение, что в XI веке на территории замчища существовал «погост» – место сбора дани с окрестного населения [59]. Авторы надеются, что будущие археологические исследования подтвердят гипотезу о тысячелетней истории Могилева.
Новый этап в развитии Могилёва начался в ХII – п.п. ХІІІ века. Культурный слой, свидетельствующий о жизни людей, зафиксирован на территории замчища (ныне парк им. М.Горького), возле строений горводоканала (часть бывшего Покровского посада), в районе подворья Борисоглебской и Крестовоздвиженской церквей, а также на небольшой части Быховского рынка (территория бывшего Задубровенского посада).
В ХІІ веке на горе «Могила» (парк им. М.Горького) существовало укреплённое городище. В ХІІ-ХІІІ вв. здесь бурлила жизнь. Об этом свидетельствуют найденные во время археологических раскопок И.А.Марзалюка предметы: стеклянные браслеты, элементы оружия, шлаки, куски меди, серебра, бронзы, металлические орудия труда, разнообразная керамика, обработанная кость, донца с княжескими знаками. Результаты исследований оборонительных сооружений (вала) и найденной в них керамики ХІІ в. позволяют сделать вывод: «первый этап фортификационных работ начался именно в это время» [59]. На основании находок, площади городища, наличия укреплений исследователем делается вывод о присутствии на территории городища княжеской администрации и воинов, развитии отдельных видов ремесла: гончарства, металлообработки, обработки кости. Исследования последних лет показали, что «Могилёв того времени, скорее всего являлся центром феодальной усадьбы-вотчины, а возможно, в это время он выполнял и функции пограничной крепости». [59; 8].
Наидревнейшим письменным источником, в котором упоминается наш город, является «Список русских городов дальних и близких», который был помещен в Археографическом списке Новгородской летописи младшего свода. Могилев отнесён к городам: «…се Киевские гроды… Чечерск, Тетерин, Попова Гора, Пропошеск, Гомин, Речица, Могилев, Быхов, Лучин, Рогачев» [55; 73]. Киевский список был составлен не раньше 1394 года. Нынешняя дата основания 1267 год была введена в обращение Н.Гортынским во второй половине XIX века [119] и на сегодняшний день документального подтверждения не имеет. Ряд публикаций позволяют высказать мнение, что в 1267 году в Могилеве была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Святой Спас был опекуном-защитником нашего города.
В XIII в. две страшные беды посетили восточнославянские земли. С запада славян воевали немецкие крестоносцы, с востока – монголо-татарские орды. Батыево нашествие, по большому счету, обошло белорусские земли, однако последние археологические исследования показывают, что, вероятно, в первой половине XIII в. во время набега монголо-татары захватили и сожгли Могилев [59]
В условиях необходимости объединения для борьбы с чужаками и под воздействием социально-экономических факторов на территории Беларуси возникло новое мощное государство, которое позже получит название Великое княжество Литовское, Русское, Жамойтское и иных земель. Большинство белорусских земель или добровольно, или мирно вошли в это государство. Уже Гедымин в первой половине XIV в. контролировал Друцкое и Свислоцкое княжества – все правобережье Могилевщины. Великий князь Альгерд объединил и надежно оборонял все белорусские и большую часть украинских земель.
В 1358 году Могилев вошел в состав Великого княжества Литовского (белорусско-литовского государства того времени). Находясь в составе этой державы, наш город уже с середины XIV века приобретает доминирующее положение среди окружающих его сёл, становится центром могилевской волости и одним из уделов великого князя Альгерда. После его смерти, в 1377 году, Могилев перешел во владение сына Альгерда – Ягайлы. С этого времени город с волостью на несколько последующих столетий становится личным наследственным имением правящей династии Ягеллонов [127].
Ягайло, женившись в 1386 году на польской королеве Ядвиге и приняв титул польского короля под именем Владислава, передал Могилев своей жене в пожизненное пользование со всеми доходами с его населения.
К тому времени наш город уже приобрел определенный статус торгово-ремесленного центра и имел некоторое значение в жизни белорусско-литовского государства. Об этом может свидетельствовать факт заключения в 1407 году в Могилеве торгового соглашения между полоцкими и рижскими купцами.
Не только войны, но и эпидемии являлись страшным бедствием тех времен. В середине XIV в. в Европе лютовала чума. Эта самая страшная в средневековой Европе эпидемия стоила жизни каждому третьему европейцу. Не обошла она и наш край. В близком к нам Смоленске за время эпидемии в живых осталось пять человек, которые «вышли и заперли город, наполненный трупами». Моры в виде чумы, оспы, гриппа и т.п. наведывали пространства между Сожем и Березиной и позже.
Наши предки совместно с воинами иных земель Великого княжества Литовского участвовали в многочисленных военных походах и битвах, которые вело это великое европейское государство. После Кревской унии 1385 г. объединенные силы Великого княжества Литовского и Королевства Польского в 1410 г. на грунвальдском поле в решающем сражении наголову разбили войска крестоносцев Тевтонского ордена. В критический момент битвы исключительное мужество проявили воины Оршанской, Мстиславской, Смоленской хоругв (в состав которых входили могилевцы) во главе с князем Семеном Альгердовичем, которые не дрогнули даже тогда, когда польские войска оказались на грани разгрома. Их выдержка и героизм стали решающими факторами победы. Грунвальдский разгром на пять столетий приостановила немецкую агрессию на восток.
В числе 28 белорусских городов Могилев в 1430 году поддержал избрание на великокняжеский престол Свидригайлу.
1447 год достопамятен могилевцам тем, что король и великий князь Казимир Ягеллончик в память о спасении своей жены, которая едва не утонула в день Святого пророка Ильи, приказал построить на Беларуси (в том числе и в Могилеве) шесть церквей в честь этого пророка. Могилевские мастера построили в городе деревянную Ильинскую церковь на берегу Днепра в 1460 году.
В 1447 году всё тот же Казимир своим указом освободил могилевских бояр Ильиничей от уплаты налогов за землю, которая дана им была при князе Витовте.
Могилев под 1480 годом упоминается в книгах белорусско-литовского государства среди городов, которые имели мытные (таможенные) заставы. Именно с этого года и начинается история могилевской таможни.
В 1503 году Великий князь Александр отдал Могилев и волость своей жене Елене, дочери московского князя, в пожизненное владение в качестве свадебного подарка. Уместно заметить, что наш город, как и ряд иных, будучи административным и хозяйственным центром волости, входил в особый земельный фонд, принадлежавший исключительно правящей великокняжеской династии на правах их наследственной или приобретенной собственности. К числу таковых также принадлежали: Минск, Борисов, Бобруйск, Кричев и др. [127].
Неоднократно наш город являлся залоговым. Это значит, что великий князь, одалживая у богатых людей определенные суммы денег, отдавал Могилев в аренду («держание») кредитодателям вместе с населением и доходами. В каждом отдельном случае условия «держания» определялись уставными грамотами. Указывался срок «держания», определялись виды и размеры податей, взимаемых арендаторами с населения. Но все эти уставные обязательства очень часто не соблюдались «держателями», которые старались выжать за время аренды с населения максимум доходов. Поэтому до получения Магдебургского права Могилев не имел возможности для полноценного экономического и культурного развития.
С 1482 по 1547 г. Могилев с волостью находился в аренде у семи кредитодателей. Один из них, Василий Соломерецкий, по повелению короля и построил Могилевский замок.
(Пушкин И.А., Агеев А.Г., Климуть Я.И. Перекрёстки могилёвской истории. – Минск, 2003. – с.: ил.)
История Могилева. Древнейшие времена
История Могилева. Становление города. XVI век
История Могилева. Становление города. XVII век
История Могилева. Столетие катаклизмов и утери былого величия. XVIII век
История Могилева. Центр Могилёвской губернии. XIX век
История Могилева. Эпоха динамичного созидания и несбывшихся надежд. XX век