ЖИЗНЬ ГАВРІИЛА ДОБРЫНИНА,
ИМ САМИМЪ НАПИСАННАЯ.
1752—1827.
XXVIII*).
1776 годъ.
1776 года, въ август? м?сяц?, собрался преосвященный пос?тить города Трубчевскъ и Брянскъ.
Отъ недавно прошедшей трехдневной моей лихорадки оставшаяся слабость, была мн? причиною къ отговорк? отъ путешествія, котораго отъ меня архіерей требовалъ.
При самомъ уже вы?зд?, преосвященный с?лъ на канапе подл? библіотеки, погрузился въ задумчивость и сказалъ: «не помню, когда бы мн? столько было скучно и прискорбно, какъ при теперешнемъ моемъ вы?зд?».
«Сердце, сердце! ты в?щунъ, губитель мой!
Для чего нельзя не слушать намъ тебя!»
Такъ говорила одна горькая д?вушка.
Не прошло еще дней 8 по вы?зд?, какъ получена въ дом? преосвященнаго непріятная в?сть сл?дующаго содержанія:
Преосвященный, будучи у Трубчевскаго воеводы Колюбакина въ гостяхъ съ об?да до полуночи, разсудилъ для пріятнаго препровожденія времени, или по привычк?, назвать хозяина «свиньею», и выплеснуть ему въ глаза покалъ вина. Колюбакинъ, не бывши лихъ, но будучи великъ и силенъ, отв?силъ начинщику**)
*) См. «Русскую Старину», т. III, стр. 119, 247, 395 и 562. Ред.
**) Зачеркнуто: «своему непріятелю». Ред.
652
большимъ кулакомъ по уху такой ударъ, что ударенный палъ пластомъ на земь и растянулся. Единый ужасъ штата архіерейскаго, при поверженіи своего владыки, былъ бы недостаточенъ для спасенія. Его подняли и у?хали изъ дому воеводскаго и изъ города въ Чолнскій монастырь, отстоящій отъ Трубчевска верстъ около семи; чему Колюбакинъ и не препятствовалъ.
По при?зд?, — какъ пов?ствовали тогда вс? исторіографы, — «самовидцы и слуги» — архіерей предпринялъ вс? предосторожности, дабы не наскочилъ въ расплохъ Колюбакинъ, который мечтался ему съ кулакомъ въ глазахъ.
Колюбакинъ на другой день явился не привид?ніемъ, однакожъ и не съ т?мъ нам?реньемъ, чтобъ бить, но чтобъ просить прощенія и разр?шенія въ сод?янномъ гр?х?. Недопущенъ онъ. Чего ради и сталъ среди монастыря противъ самыхъ оконъ архіерейскаго покоя, на кол?няхъ и будучи въ полпьяна, возд?лъ къ верху руки и возопилъ велегласно: «Отче! согр?шихъ на небо и предъ тобою!» Архіерей, смотря изъ окна, возгласилъ ему:
—«Говори паршивая овца въ стад? Христовомъ: сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ твоихъ».
Колюбакинъ повторяетъ.
Архіерей: «Гряди с?мо, сынъ геенны!»
По допущеніи въ покои, архіерей читалъ ему челобитную, заготовленную имъ къ посылк? въ Синодъ. Въ ней не позабыты были: Номоканоны, Кормчая книга, отлученіи отъ церкви и самыя ана?емы. И начались переговоры. Главные оныхъ артикулы состояли*) со стороны Колюбакина въ томъ: что, об? договаривающіяся стороны, вм?ст? на?лись, напились, поссорились, подрались, и, кто былъ начинщикъ драки. А со стороны архіерея**) въ томъ, чтобы Колюбакинъ въ теченіи м?сяца при?халъ къ нему въ катедральной его, С?вскій архіерейскій домъ, гд? и дастъ онъ гр?шнику совершенное прощеніе и разр?шеніе. Сіи статьи об? договаривающіяся стороны обязались честнымъ вза-
*) Дал?е зачеркнуто: «.... въ томъ, что Колюбакинъ, съ своей стороны не пропустилъ включить въ прелиминары, что об? договаривающіеся...» и проч. Ред.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «архіерей же, съ своей стороны, включилъ и заключилъ, чтобы Колюбакинъ» и т. д. Ред.
653
имнымъ словомъ, исполнить свято и ненарушимо. Такимъ образомъ преосвященный, пос?тивъ Трубчевскъ, далъ ему свое благословеніе, a самъ получа таковое же отъ Колюбакина, и сд?лавъ съ нимъ счастливое армистиціумъ, продолжалъ путешествіе свое въ Брянскъ, гд? съ нимъ ничего подобнаго не случилось, потому ли, что тамъ не было Колюбакина, или потому, что онъ никому виномъ глазъ не заливалъ и свиньею не называлъ.
По возврат? изъ Брянска домой, напрасно преосвященный ждалъ Колюбакина. Уже наступалъ праздникъ Рождества Христова, какъ архіерей позвалъ меня, приказалъ писать, подъ титуломъ пастыря С?вскія церкви, запрещеніе, дабы никто изъ священниковъ ни съ какою святынею въ домъ Колюбакина не входилъ.
Сіе запрещеніе собственноручно имъ подписано, запечатано и отправлено, при особомъ повел?ніи, къ Трубчевскому протопопу для объявленія Колюбакину.
Протопопъ по при?зд? посл? праздниковъ къ архіерею донесъ: что «онъ идучи на самой праздникъ Рождества ко служенію об?дни, зашелъ къ Колюбакину и объявилъ ему запретительную архіерейскую грамату. Колюбакинъ въ отв?тъ угощалъ его чаемъ, котораго протопопу пить было нельзя передъ служеніемъ». Т?мъ кончилось протопопское посланничество*).
Архіерей не остановясь на семъ, послалъ Брянскаго протопопа въ Петербургъ, съ изъясненіемъ чрезъ партикулярныя письмы обиды, къ н?которымъ духовнымъ и св?тскимъ особамъ. Но сіе посольство ничего не произвело, кром? см?ха въ такомъ испорченномъ город?, который в?ритъ, что зачинщиковъ драки везд? бьютъ**). Къ тому же жители столицы, в?роятно по недостатку любви къ ближнему, толковали, что y архіерея дурное было на мысляхъ прощеніе, если онъ Колюбакина заманивалъ изъ Трубчевска въ С?вскъ.
Вскор? посл? сего, писалъ къ нему синодальный членъ, преосвященный Самуилъ Миславскій, чтобъ онъ просился на об?щаніе***), ув?ряя, что ему дадутъ въ правленіе такой мо-
*) Въ подлин. зачеркнуто: «При открытіи Орловскаго нам?стничества Колюбакинъ пом?щенъ членомъ въ какую-то палату суда и по?халъ, не безпокояся, что его земля не приметъ. Архіерей же» и проч. Ред.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «должно бить». Ред.
***) Такъ y духовныхъ называется отставка. Г.Д.
654
настырь, какой онъ самъ пожелаетъ. Нельзя сомн?ваться, что Самуилъ смотря на существо внесеннаго въ Синодъ, произведеннаго коммиссіею д?ла, и зная, сверхъ того, лично Кирилла Фліоринскаго, писалъ къ нему съ согласія и дов?ренности всего Синода, дабы поступить съ подсудимымъ снисходительн?е, по обыкновенію благословенныхъ временъ Екатерины Великія. Но духъ мудреный моего архіерея, отв?тствовалъ на сіе тако: «Если ваше преосвященство не нашли ничего лутчева мн? присов?тывать, то я не жал?ю, что не могу благодарить за такой сов?тъ, которой никуда не годится. Благодареніе Богу, я еще не дошелъ до такого несчастія, чтобъ им?ть нужду въ вашихъ сов?тахъ» и проч.*). Самуилъ не оставилъ гордаго отв?та безъ отв?та. Онъ написалъ точными словами, которыя безъ старанія, во мн? затвердились: «весьма вы горячо пишете; ваша горячесть во всякомъ и каждаго сердц? производитъ ужасную холодность; вы позабыли нашу русскую**) пословицу: «тише ?дешь, дал? будешь». Берегитесь, чтобъ вы съ горяча не наскочили на братскую порцію»***).
Подобныя симъ и отъ другихъ особъ (дружескія) предложенія, произвели въ моемъ владык? подозр?ніе на весь св?тъ. Онъ увеличилъ****) волю своему языку, и умножилъ питіе не вкушая брашна надлежащей м?ры; отъ чего, натурально жаръ къ жару. Въ такихъ обстоятельствахъ пришелъ онъ единожды ночью къ моей горниц? и вел?лъ бить въ с?нныя двери, которыя были заперты. Я пробудясь отъ стука и услыша непрерывной крикъ преосвященнаго, узналъ, что сіе нашествіе не есть иноплеменныхъ, но своихъ домашнихъ непріятелей. Прежде всего положилъ я твердое и непрем?нное нам?реніе обороняться вс?ми силами въ моихъ ст?нахъ и несдаваться даже ни на какую капитуляцію. Всл?дствіе чего схватилъ мое косаговское незаряженное ружье, изъ котораго я никогда не стр?ливалъ, выста-
*) Въ подобномъ сему случа? Гедеонъ епископъ Смоленскій, сильному въ синод? архіепископу Новгородскому Прокоповичу отв?тствовалъ лаконически изъ Давидова псалма: «пою Богу моему дондеже есмь». Г.Д.
**) Я не знаю почему онъ говоритъ нашу русскую, ибо они оба были малороссіяне. Г.Д.
***) Братская порція въ монастыряхъ — хл?бъ съ квасомъ, худо свареный борщъ или щи съ дурною сухою рыбою (или ни съ ч?мъ) да каша. Г.Д.
****) Вм?сто зачеркнутаго: «далъ полную волю». Ред.
655
вилъ его въ окно и призвавъ на помощь духа древнихъ рицарей, (и своихъ россійскихъ) храбрыхъ витязей, возопилъ изо всей силы: «кто только подвинется къ окну, или отважится вломиться въ двери, того перваго встр?титъ пуля». Осаждающіе меня были добрые донъ-кишоты, но тактики худые. Глава въ епархіи въ молчаніи сд?лалъ отступленіе и вся ландмилиція двинулась*) за нимъ. Одинъ только остался, или оставленъ, канцеляристъ Матв?й Самойловъ, для переговоровъ въ нашей странной акціи. Онъ мн? сказалъ, что я напрасно ружье выставилъ, a я припомнивши архіерейской отв?тъ Самуилу преосвященному, отв?чалъ ему: что «я еще не дошелъ до этого несчастія, чтобъ им?ть нужду въ вашихъ сов?тахъ».
—«Разв? вы не знаете, продолжалъ Самойловъ, архіерейскаго нрава? можетъ быть онъ до с?хъ поръ уже и заснулъ».
Мой отв?тъ состоялъ въ требованіи, чтобы и онъ пошолъ спать. Чему онъ и не попротивился.
Къ неожиданному моему удивленію, по утру усмотр?лъ я, что двери моихъ с?ней съ наружи укр?плены, и около оконъ ходятъ безсм?нные часовые, т. е. сторожа; изъ чего понятно мн? стало**), что я нахожусь въ осад?. Нужно ли разр?шить загадку, что побудило архіерея къ такому противъ меня д?йствію? И неим?лъ-ли онъ правильныхъ, a зат?мъ и побудительныхъ къ сему причинъ? (Отв?тствую): — н?тъ, его таково свойство, которое д?йствуетъ не только при рожденіи м?сяца, но и при продолженіи пиршества***). Въ такомъ его положеніи, кто первой ему встр?тится, или вспадетъ ему на мысль, тотъ и бываетъ жертвою его странности, и самой обиды. Въ такомъ его положеніи часто случалось, что онъ будучи въ дорог? въ зимнюю пору, выскочитъ изъ дормеса****) на морозъ, которой свыше двадцати градусовъ. Велитъ п?ть п?вчимъ, и самъ съ ними поетъ. Вс? стоятъ среди поля на открытомъ воздух?, безъ шапокъ, a онъ поперем?нно
*) Вм?сто зачеркнутаго: «поволоклась». Ред.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «изъ чего привыкшему мн? къ подобнымъ приключеніямъ понятно было, что ... » и проч. Ред.
***) Посл?днія дв? строки были прежде такъ изложены: «н?тъ, его таковъ характеръ — не только при рожденіи м?сяца или при продолженіи пиршествъ, но даже въ трезвомъ положеніи, если онъ ч?мъ нибудь внутренн? тронутъ или озабоченъ, или огорчается ...» и проч. Ред.
****) Вм?сто зачеркнутаго: «кареты». Ред.
656
то поетъ, то бранитъ, то бьетъ одного, или другого, и держитъ въ голой рук? стаканъ до т?хъ поръ, пока англійское въ немъ пиво обратится въ льдины; въ семъ посл?днемъ бываетъ тотъ виноватъ, кто подносилъ. Правда, что и самъ онъ часто платилъ недешево за свои подвиги. Онъ получилъ въ ножныя икры ревматизьмъ, a потомъ въ палецъ правой руки онем?лость, или нечувственность*), на которомъ и носилъ, по сов?ту лекарей, заячей м?шокъ, вм?сто воздержанія отъ напитковъ и сбереженія себя отъ холода; но д?ло не о томъ: я с?жу въ заключеніи.
Архіерей проснувшись въ полдень, у?халъ об?дать въ городъ къ воевод? Пустошкину. Уже сближался л?тній день къ пяти часамъ по полудни, a я нахожусь въ моей фортеціи безъ вкушенія вина и елея, кром? хл?ба и воды.
Кто первой сказалъ: «все къ чему-нибудь годится», тотъ былъ въ подобномъ моему приключеніи. Діета натурально очищаетъ мысли; почему и я посл? н?сколькой душевной тревоги почувствовалъ пріятную унылость и н?которое ут?шеніе. Я нашелся въ состояніи разсуждать, и разсуждалъ не только о прошедшемъ и настоящемъ, но и на будущее время старался что-нибудь прочное для себя примыслить**).
Б?дное и б?дствующее твореніе челов?къ! Его мысль, его р?зкая, мучительная и даже ядовитая чувствительность, такъ какъ и пріятныя иногда минуты и самая жизнь, кажутся ему неограниченными временемъ; но, въ самомъ д?л?, одна уже, во мрачной ужасъ облеченная смерть, достаточна его просв?тить, что обитаемой нами шаръ не им?етъ ничего прочнаго! Такъ что-жъ я могъ прочное для себя примыслить***)?
Сидя въ моей кельи, я такъ не думалъ; но при писаніи моей пов?сти, разсудилъ изобразить мысли, истинну которой въ теченіе моей жизни вид?лъ и осязалъ. А въ тогдашнемъ обстоя-
*) Зачеркнуто: «двухъ составовъ». Ред.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «для себя предуготовить ....». Ред.
***) Въ семъ м?ст? богословы им?ютъ свой долгъ вспыхнуть: «Ч?мъ смерть ужасна? a в?ра гд??» Отв?тствую: «В?ра при мн? и непріятность смерти, и чувствованіе горестей въ жизни при мн? и при богословахъ» — «Ето малов?ріе, ето не в?ра!» опять закричатъ. Отв?тствую: «Споровъ и умствованій на св?т? много, a чувствительность сердца одна. Одна и столь благородна, что она не любитъ, когда ее съ пути сбиваютъ». Г.Д.
657
тельств? нужно было скор?е всего мыслить о способ? освобожденія себя. И вотъ, что я выдумалъ:
Взялъ алмазной перстень, полученной отъ архіерея въ знакъ им?ющаго быть сочетанія меня, съ его племянницею, завернулъ его въ бумажку, потомъ на другой написалъ сл?дующее: «Преосвященн?йшій владыко! Пожалованный мн? перстень, въ знакъ им?вшаго быть бракосочетанія моего съ вашею племянницею, возвращаю въ знакъ в?чнаго моего разлученія съ нею, съ вами и со вс?мъ св?томъ».
Сіе посланіе я, подозвавъ сторожа подъ окно, отдалъ ему съ перстнемъ, завернутымъ въ бумагу и сказалъ: «сп?ши отдать самому преосвященному»; a самъ набивалъ въ его глазахъ пистолетъ, будучи въ твердомъ и непрем?нномъ нам?реніи выстр?лить изъ него посл? въ рощи, для забавы. Преосвященный, — какъ мн? посл? пересказали, — проб?жавъ глазами короткое мое письмо, бросился опрометью изъ воеводскихъ покоевъ, и выскоча на крыльцо, кричалъ самъ: «карету-карету!» Вс? гости и хозяинъ выб?жавшіе за нимъ были въ недоум?ніи, a онъ, не сказавъ имъ ни слова, ускакалъ по-курьерски. Такимъ образомъ нер?дко см?шили мы людей и портили себя. Мы были истинные люди, которые заражаютъ себя и атмосферу.
Не было и часа разстоянія въ 3-хъ верстахъ въ оба пути, какъ застучалъ онъ въ мои двери, которыя и съ моей стороны были укр?плены, — возглашая со стукомъ:
—«Живъ ли ты? полно дурачиться, оттвори, и я вчера дурачился. Полно см?шить людей, послушай меня, оттвори».
«Я инако не оттворю, какъ на т?хъ условіяхъ, чтобъ ваше преосвященство уволили меня изъ вашего дому съ письменнымъ отъ васъ и отъ консисторіи аттестатомъ; въ противномъ же случа?, пистолетъ мой всегда при мн?».
—«Все сд?лаю, что теб? надобно».
Я впустилъ добраго пастыря въ мою ограду. Онъ долго со мною сид?лъ, велъ продолжительной и постоянной разговоръ. Мн? приписывалъ вспыльчивость, a о себ? помалчивалъ, какъ будто онъ прошедшей ночи и прошедшихъ дней, нед?ль, м?сяцевъ и годовъ, — не онъ былъ. Онъ попытался еще сд?лать мн? милостивое предложеніе, чтобъ я перешолъ въ его покой и принялся за первую должность, a за сіе послушаніе, поелику я же-
658
лалъ вступить въ коронную службу, — включенъ я буду, по просьб? его и рекомендаціи, въ штатъ при фельдмаршал? граф? Румянцов?. Но я знавъ изъ десятил?тняго опыта (всего, всю сію) особу и качества, ничего бы прост?е не сд?лалъ, какъ еслибъ ему пов?рилъ и понад?ялся, почему и отв?тствовалъ ему большею частію молчаніемъ.
Итакъ, изъ длинной нашей аудіенціи, вышло только то, чего я и желалъ, то-есть, я освободился изъ-подъ стражи и остался въ прежней участи даже до т?хъ поръ, пока пекущееся Провид?ніе, учреждающее все, — какъ говорятъ, — на благой конецъ, перем?нило ее вотъ какимъ образомъ:
1777 годъ.
1777 г. Нев?ста моя, бывши 9 м?сяцовъ больна, въ великой постъ 1777-го года скончалась. Она р?шила*) и волю своего дяди и мою колеблемость быть мн? зятемъ и мужемъ. Смерть ея перенесъ я неравнодушно, однако-жъ ето было больше д?йствіе чувствительнаго моего отъ природы сердца, нежели страстной влюбчивости, потому что сія потеря р?шила меня избавиться отъ такого владыки, которой не рожденъ быть ни другомъ, ни благод?телемъ. Итакъ, первой шагъ сд?лалъ я къ моему облегченію**) отъ?здомъ, съ дозволенія преосвященнаго, въ Молчанскую Софроніеву пустынь, отстоящую отъ С?вска на 150 верстъ.
Сей монастырь или пустынь, въ разсужденіи возвышеннаго м?стоположенія, въ разсужденіи четырехъ каменныхъ церквей и другихъ зданій, такъ же окружающаго ея л?са, садовъ, винограда, и прочихъ пріятныхъ зр?лищъ и изобилія, было наипрекрасн?йшимъ жилищемъ для любящихъ тишину. И въ сей-то расхваленой мною пустыни, прожилъ я съ половины великаго поста по 9-е число маія, въ настоятельскихъ кельяхъ и на содержаніи монастыря. Въ продолженіе моего тамъ бытія жилъ я прямо по-монашески, то-есть, я нич?мъ не занимался. A по открытіи весны, которая, по тамошнему климату, начинается
*) Зачеркнуто: «...какъ съ архіерейской, такъ особливо съ моей стороны — быть мн? зятемъ преосвященнаго...». Ред.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «избавленію». Ред.
659
почти съ первыхъ чиселъ апр?ля, — ходилъ по л?самъ, по горамъ и по монастырскимъ возвышеніямъ. Все же вообще время провождалъ съ настоятелемъ и пос?щалъ монаховъ, изъ которыхъ, правду сказать, ни одного не находилъ занимающагося какимъ-нибудь рукод?ліемъ. Бывалъ я часто y одного изъ двухъ схимниковъ, отца Григорія, которой т?мъ больше мн? полюбился, что жилъ съ хорошимъ запасомъ. У него были разныя водки, настоянныя на разныя лечебныя травы, садовые плоды и медовыя варенья, a сахарными — снабд?вали его богомольцы, отъ имяни богомольщицъ, ибо надобно знать, что отецъ Григорій, будучи близко семидесяти л?тъ, лично съ богомолицами никогда не видывался во изб?жаніе искушенія отъ дьявола. Вс?мъ своимъ запасомъ онъ для меня не скупился, хотя былъ старъ и монахъ.
Къ большему его дарованію, онъ охотникъ былъ говорить и судить о слабостяхъ, порокахъ или удовольствіяхъ челов?ческихъ снисходительно. Онъ съ сожал?ніемъ самъ о себ? говорилъ, что не въ силахъ любить своихъ непріятелей, и былъ со мною согласенъ, что д?лать врагамъ нашимъ добро состоитъ въ нашей вол?, или возможности; «но любить и не-любить — якоже глаголетъ Сумароковъ — не въ воли состоитъ; ибо сердце наше есть такое н?жное и своеобычливое дитя, которое не подвергается приказаніямъ». Мой отецъ Григорій по сей матеріи часто приводилъ въ прим?ръ, что онъ не можетъ любить схимника Іоанна, понеже Іоаннъ не ум?етъ читать псалтири, и не былъ на А?онской гор?, a думаетъ о себ?, что онъ великой святой и достоинъ третьего неба. Настоятель той пустыни, по мн?нію отца Григорія, былъ не лутче схимника Іоанна. Въ протчихъ пустынножителяхъ ненаходилъ онъ подобныхъ пороковъ, потому, что вс? они просили отъ него благословенія.
Пользуясь его угощеніемъ, требовала в?жливость выслушивать, когда онъ пов?ствовалъ мн? о своихъ трудахъ и подвигахъ, употребленныхъ имъ во время младыхъ его л?тъ на А?онской гор?, и состоявшихъ большою частію въ томъ, что онъ долженъ былъ своеручно выработывать и на своемъ хребт? носить ревитъ, маэрли и стридію, дабы не умереть съ голоду.
«Что такое, батюшка, — спросилъ яего — за пища безсмертія?»
660
—«Они тоже значатъ, отв?чалъ онъ, что y насъ въ Малороссіи горохъ, пшеница и чечевица».
Можетъ быть онъ и не в?рно перевелъ, или я не в?рно припомнилъ, ни за то, ни за другое не ручаюсь. Знающія греческой языкъ, могутъ исправить.
«Я — продолжалъ онъ — былъ прежде въ Россіи гусаромъ. Но оставя вс? св?тскія забавы и роскоши, б?жалъ въ А?онскую гору, гд? препроводя время почти до старости, переселился наконецъ въ сію пустыню, дабы продолжить и кончить время въ богомысліи и молитвахъ за себя и за другихъ»*).
Слушая отца Григорія, я не сомн?вался**), что для пользы общественной и своей, лутче быть схимникомъ и молиться, нежели быть гусаромъ и проливать кровь свою и чужую для доставленія покоя соотечественникамъ, какъ одинъ изъ молодыхъ и холостыхъ дворянъ г. Бавыкинъ, при?хавшій на ту пору въ пустынь больше для гулянья, нежели для моленья, испортилъ мою в?ру разсказомъ сл?дующей пов?сти:
«Недавно предъ симъ, — говоритъ Бавыкинъ, — отецъ Григорій недопустилъ-было меня къ себ? въ келью, когда я пришелъ къ нему для испрошенія отъ него благословенія. Мн? показалось это забавно, и я разсудилъ поусилиться, дабы показать, что им?ю нужду въ его молитвахъ, что я горячій почитатель его особы, и чтобы узнать: за что гн?въ и немилость! Всл?дствіе чего отецъ Григорій, отверзая дверь толкущему, встр?тилъ меня жестокимъ выговоромъ, называя безъ дальнихъ околичностей, «мучителемъ» и проч. и въ жаркомъ своемъ гн?в?, ув?рялъ меня, что ему «о моемъ, по его словамъ, гр?х?, духъ святый возв?стилъ». Но какъ отецъ Григорій въ своихъ ретивыхъ ув?щаніяхъ наклепалъ на меня много такихъ д?йствій, которыхъ никогда не бывало и даже природа моя отвращается быть столько злымъ или, лутче сказать, сумасшедшимъ, что я на святаго духа осм?лился возъим?ть подозр?ніе въ томъ, что онъ кому-нибудь похл?бствуетъ потому, что отцу Григорію много возв?стилъ небылицы. Догадка моя была справедлива. Слуга мой, которому я, по выход? отъ отца Григорья, погрозилъ, разсказалъ
*) Вм?сто зачеркнутаго: «и подвиги за спасеніе душъ челов?ческихъ». Ред.
**) Вм?сто зачеркнутыхъ словъ: «уже начиналъ я в?рить». Ред.
661
мн? всю-на-все жалобу, которую онъ приносилъ на меня отцу Григорію, за то, что я его за многія шалости, и даже плутни, наказалъ единожды».
Сею пов?стію Бавыкинъ ув?рилъ себя и меня, что въ наши гр?шныя времена не могутъ м?ститься на земли великія чудотворцы*), кром? обыкновенныхъ чудод?евъ.
Возвращеніе мое изъ пустыни не прямо посл?довало въ С?вскъ. Я ув?домленъ отъ преосвященнаго, что сестра его, a моя недоставшаяся быть тещею, будетъ дожидаться меня въ назначенное время въ Глухов?, дабы съ?хавшись, сопутствовать ей въ Ахтырку для поклоненія чудотворному образу. Но по прибытіи моемъ въ Глуховъ, нашелъ отъ преосвященнаго другое письмо, въ которомъ ув?домлялъ меня, что ему разсудилось назначенной прежде путь сократить, и вм?сто Ахтырки назначить м?стечко Дубовичи, гд? такая же чудотворная икона, какъ и въ Ахтырк?, a можетъ быть и полутче, смотря по тому какъ кто помолится.
Тещу мою нашелъ я въ Глухов? съ двумя малол?тными дочерьми и сотовариществующею ей одною дамою моею же кумою. Такимъ образомъ собрались мы ц?лою роднею и ?хали въ самую лутчую весеннюю пору до Дубовичъ. Дубовичи отъ Глухова на день, или меньше ?зды. Но не припомню точно, къ которому принадлежатъ городу.
Дубовицкой храмъ былъ храмомъ нашего благогов?нія и поклоненія. Я не знаю чего которой изъ моихъ сопутницъ хот?лось выпросить; a я просилъ, чтобы меня С?вскій архіерей отпустилъ изъ монастыря для пріисканія основательнаго и значущаго состоянія, a какого? я и самъ не зналъ и не могъ примыслить. Я, уединившись отъ нихъ, пролилъ обильныя слезы съ кол?нопреклоненіемъ.
Говорятъ, что слезы въ подобномъ случа?, есть даръ Божества, почему и я ощущалъ чрезъ нихъ н?которое ут?шеніе и надежду въ томъ, что я услышанъ.
Возвратяся въ С?вскъ, водворился я паки въ мою отшельническую келью. Мать возобновила пос?щенія своему сыну. Мы бес?довали съ нею, какъ такіе родные, которымъ общежитіе не
*) Вм?сто зачеркнутаго: «святители». Ред.
662
наскучило, ибо — какъ изъ исторіи моей видно — жребій выпалъ, чтобы отецъ и мать оставили сына въ малол?тств?; первый — отшествіемъ на в?чность, a другая — разном?стнымъ со мною обитаніемъ. Говоря все какъ мать съ сыномъ, она припомнила мн? дату*), или время своего бракосочетанія и моего рожденія и посл?днія слова отца моего: «Когда сид?ла я съ духовникомъ нашимъ, отцемъ Григоріемъ при голов? лежащаго на смертномъ уже одр? отца твоего и, по тогдашней моей простот? и молодости, будучи притомъ въ горькомъ зам?шательств?, тревожила его пустыми вопросами: «какъ мн? жить безъ тебя? что мн? начать? итти-ли мн? замужъ или н?тъ?» онъ отв?чалъ: — «ты можешь найти мужа, но сыну моему отца не найдешь». Увы! сколь много значилъ для сына такой отв?тъ! и сколь много было для умирающаго присутствія ума!
Меня пос?щалъ часто капитанъ Иванъ Михайловичъ Лихаревъ, обитавшій въ Площанской пустын?, a иногда, съ дозволенія архіерея, я пос?щалъ его въ его обиталищ?. Онъ былъ л?тъ около 30-ти, челов?къ съ природными и приобр?тенными достоинствами, св?дущъ во многихъ такихъ вещахъ, о которыхъ многіе и маіоры понятія не им?ютъ. Къ сему усп?лъ уже испытать душевныя скорби и несчастія. Онъ былъ уже въ какой-то кр?пости во время войны противъ турковъ, плацъ-маіоромъ; но за н?кую съ протчими въ кр?пости оплошность, былъ пониженъ однимъ чиномъ. Сердясь на суровую участь и непостоянство счастія, возжелалъ въ Площанской пустын? умножить число набожныхъ жителей; но повидимому и въ семъ духовномъ мір? не нашедъ успокоенія**), возвратился — проживши года съ три въ монастыр?, въ казанскія свои деревни, о чемъ я изв?стился будучи уже въ Б?лоруссіи. Между т?мъ какъ онъ жилъ въ стад? избранныхъ, былъ онъ наиполезн?йшимъ для меня собес?дникомъ.
Еще гонимый злобною судьбою, молодой дворянинъ, по фамиліи Луцевинъ, бывая y меня часто, разд?лялъ и соединялъ со мною горькую свою участь. Онъ отъ 12-ти л?тъ своего возраста,
*) Дата, по-польски значитъ то, что по-россійски въ четырехъ р?ченіяхъ годъ, м?сяцъ, число и день. Эра и эпоха, въ нашемъ язык? суть такіе почтенные техническіе гости, которыхъ выжить жаль, a за родныхъ признать нельзя. Г.Д.
**) Вм?сто зачеркнутаго: «ничего добраго». Ред.
663
проходя въ рыльской воеводской канцеляріи и въ рыльскомъ магистрат? канцелярскія должности, испыталъ просиживать надъ бумагами ц?лыя ночи, не спавши. Им?лъ чувствительное мученье сид?ть съ пьяными приказными, былъ отъ нихъ посаженъ въ жел?за; а глупой секретарь смотр?лъ на это съ равнодушнымъ см?хомъ; былъ отъ воеводы, носившаго всегда за губою табачную жвачку, битъ палками за переписаніе челобитной, посыланной на него отъ гражданства къ губернатору или въ сенатъ*). Потомъ былъ онъ счастливъ въ Путивльскомъ магистрат?, зажиточенъ, покоенъ, отъ вс?хъ гражданъ почитаемъ и любимъ; но безъ чиновъ, и безъ возможности къ полученію оныхъ. Такія обстоятельства загнали его въ С?вскую консисторію, гд? получилъ онъ чинъ канцеляриста. Ставши мы съ нимъ равными чиновниками, заботились объ увольненіи и вы?зд? изъ С?вска для поиску счастія.
Уже мой архіерей, ч?мъ дал?, т?мъ бол? вид?лъ, что я ему не слуга, не собес?дникъ, не секретарь и не истопникъ; почему и позволилъ консисторіи на поданныя отъ насъ просьбы, дать намъ съ Луцевинымъ аттестаты, a отъ собственной его персоны мн? отказалъ, говоря н?которымъ, что я безъ онаго вы?хать не р?шусь; a я доволенъ будучи, что онъ исплошилъ самъ себя такимъ обо мн? мн?ніемъ, безъ котораго непроминулъ бы, по своей странности, задержать меня и съ аттестатомъ и съ пашпортомъ консисторскимъ, отправился 1777 года іюля 1-го дня на 26-мъ году отъ моего рожденія, не теряя времяни, съ Луцевинымъ изъ дома архіерейскаго въ городъ, въ самую ту пору, когда архіерей занимался принятіемъ y себя сенатора Дмитрія Васильевича Волкова, который обозр?валъ губернію и приуготовлялъ ее къ переобразованію въ нам?стничество по новому учрежденію Екатерины великія**).
*) Тогдашнія времена им?ли еще, хотя уже и на излет?, остатки древняго варварства. Но вскор? мудрость великія Екатерины, по разд?леніи имперіи на нам?стничествы, истребила сіи зв?рства, непринадлежащія челов?честву и образованному правленію. Г.Д.
0 вліяніи учрежденія нам?стничествъ на смягченіе нравовъ и улучшеніе вообще администраціи см. свид?тельство сенатора Рунича въ его запискахъ, напечатанныхъ во ІІ-мъ том? «Русской Старины», изд. 1870 г., стр. 366—370. Ред.
**) Объ этомъ Волков?, одномъ изъ ближайшихъ сов?тниковъ Петра III, смотр. во ІІ-мъ том? Записокъ Болотова, стр. 158, 225, 231 и друг. изд. «Pyс-
664
Казна моя при вы?зд? состояла изъ 1300 рублей, изъ которыхъ им?лъ я при себ? только 300 р., a прочіе оставались на процентахъ y короннаго пов?реннаго Москвитинова, жившаго въ С?вск?. Сопутникъ же мой Луцевинъ, хотя им?лъ во что од?ться даже до щегольства, но будучи впротчемъ не великій крезъ, пом?стился на счетъ моихъ прогоновъ и содержанія.
Пожитки мои, состоявшія въ книгахъ, небольшомъ серебр?, и другихъ мелочахъ, оставилъ y товарища того же пов?реннаго, по прозванію Арменинова. Оба они д?лали мн? пособіе въ путевыхъ надобностяхъ, a особливо Армениновъ, который далъ своихъ лошадей до первой упряжки, a коляску на весь путь.
Секретари, купцы и другіе знакомые, узнавъ о нашемъ отъ?зд?, желали намъ отъ добрыхъ сердецъ счастливаго пути и благополучнаго усп?ха въ нам?реніяхъ, и засвид?тельствовали то личнымъ прощаніемъ. A мать моя! обыкновенно проводила какъ провожаютъ матери! слезъ — было — не покупать.
Нагрузивши нашу коляску и взявъ съ собою по одному вольному слуг?, с?ли и пустились съ Луцевинымъ изъ города, около седьмаго часа пополудни.
Лишь вы?хали изъ города — непонятное движеніе побудило меня стать въ уб?гающей коляск? и смотр?ть на городъ и на архіерейской домъ. Теряя ихъ изъ глазъ, чувствовалъ я въ молчаніи звонъ, который растрогивалъ мою душу и в?щалъ: «прощай, любезное мое гн?здо! прощай, городъ и архіерейскій домъ! прощайте вс? горести и тревоги, которыя я вкусилъ! прощайте пріятныя минуты, которыя промчались какъ не были! прощай мать, родившая сына для того, чтобъ онъ странствовалъ и не былъ ут?хою твоему зр?нію!»
Неизв?стность будущаго причиною была, что мн? казалося будто я ?ду на край св?та, гд? — по сказкамъ бабушекъ, — прачки моючи б?лье, мыло на небо кладутъ. И правда, что мы не знали куда ?демъ, знали только отъ чего б?жимъ и чего хотимъ. Пашпорты, данные намъ отъ консисторіи, были до Москвы и Петербурга. Но вм?сто сихъ столицъ, товарищъ мой посов?товалъ
ской Старины», также — въ нашемъ «Очерк? царствованія Петра III» (Отеч. Зап., 1867 г., кн. VIII, стр. 597-601). Ред.
665
вдругъ, по непонятному движенію, направить полетъ нашъ въ новопріобр?тенный Б?лорусскій край.
—«Тамъ — говорилъ онъ — скоро будетъ открываться нам?стничество; тамъ государевъ нам?стникъ графъ Захаръ Григорьевичъ Чернышевъ и губернаторъ M. В. Коховскій, по имянному императорскому дозволенію, сами жалуютъ въ штатскіе оберъ-офицерскіе чины, не спрашиваясь сената».
—По?демъ же туда, отв?тствовалъ я, авось-либо и намъ дадутъ штатскіе оберъ-офицерскіе чины, только мн? за бумагами сид?ть не хочется.
—«И мн? не хочется, подхватилъ Луцевинъ; мн? ужъ он? надо?ли въ Путивл? и въ Рыльск?, хотя мн? и 20-ти еще не исполнилось».
—Мн? и воинская служба не нравится — говорилъ я, — воинскіе офицеры мечтаютъ о себ? что они принцы, a голы какъ бубны.
—«Однако-жъ она первая изъ службъ, сказалъ Луцевинъ, хотя мой д?дъ и въ ц?ховые изъ дворянъ записался, когда государь Петръ Великій требовалъ дворянъ на смотръ. Хорошо еще быть, — продолжалъ Луцевинъ, — y богатыхъ подрядчиковъ или откупщиковъ конторщикомъ или письмоводителемъ. Они знакомы съ большими господами и съ генералъ-прокуроромъ, чрезъ которыхъ не только сами для себя выпрашиваютъ чины, но и другимъ им?ютъ случай выпросить, a особливо при заключеніи въ сенат? контрактовъ».
—Я желалъ бы — сказалъ я — служить при таможни, тамъ денегъ, суконъ, полотенъ, матерій и всякихъ вещей пропасть, a съ ними подрядчикомъ и откупщикомъ сд?латься можно, и выпрашивать чины въ сенат? при заключеніи контрактовъ.
—«Хорошо, сказалъ Луцевинъ, теперь въ Б?лорусской Рогачевской таможн? находится директоромъ оберъ-провіантмейстеръ Петръ Савичъ Звягинъ. Онъ изъ одного со мною города. Я зналъ его, когда онъ былъ такимъ же канцеляристомъ, какъ мы теперь. По?демъ въ Рогачевъ».
—По?демъ — подхватилъ я — погоняй поскор?й! погоняй! Продолжая съ восторгомъ наше «погоняй», и повторяя его н?сколько минутъ безперерывно, мы подняли такой крикъ, что извощикъ почелъ насъ, безъ сомн?нія, не за посл?днихъ шалу-
666
новъ, и не зам?тили какъ проскакали 30 верстъ слишкомъ до Серединой-буды, гд? остановились y священника кіевской епархіи Ивана Карповича Лузанова, знакомаго архіерею и мн?.
Хозяинъ былъ мн? радъ, угостилъ насъ ужиномъ, a на завтра въ церкви пропов?дью, — поелику день былъ воскресный, и об?домъ. Онъ былъ священникъ съ латинью, съ умомъ и съ нравственностью. В?жливъ, скроменъ, веселъ, гостепріименъ. Густые и чорные его волосы скрывали непроницаемо ц?лую половину рясы отъ плечъ по с?далище, a окладистая и чрезвычайно густая того же цв?та борода, расширяясь по груди, примыкалась съ об?ихъ сторонъ къ головнымъ волосамъ; a все сіе совокупно представляло особу самую важную и украшенную особливымъ трудомъ и тщаніемъ природы, которая не поскупилась волосами*). Онъ будучи тогда л?тъ подъ 40, им?лъ попадью не стар? 20-ти л?тъ, и не выше аршина и 3-хъ четвертей, хотя я и не м?рилъ. Она чистосердечно за пріятнымъ ихъ об?домъ разсказывала, что когда мужъ ея, будучи студентомъ въ Кіевской академіи, искалъ съ нею жениться, то она, не ощущая въ себ? къ нему ни мал?йшей склонности, всегда его уб?гала. И матери-тещи — не малаго стоило труда возвращать ее къ соблюденію благопристойнаго съ женихомъ обращенія. «А теперь мн? кажется, — говорила она, — я одна во всемъ мір? такая счастливая изъ женъ, которая им?етъ столь хорошаго мужа».
Посл?об?денное време провели мы въ пріискиваніи лошадей; a въ понед?льникъ посл? об?да отправились на Стародубъ.
Стародубъ и Черниговъ.
Въ Стародуб?, остановившись на постояломъ двор?, им?ли необходимость паки стараться о лошадяхъ, потому что извощики наняты были только до сего м?ста и дальше вести не соглашались. A понеже я жилъ столь долго y средоточія духовныхъ, то и стародубскій протопопъ Зубрицкій, хотя чужой епархіи, былъ мн? знакомъ потому, что ему случалось гостить y моего архіерея. Сіе знакомство обязываетъ меня приостановиться надъ отцемъ Зубрицкимъ и его побіографить и по марало-графить.
*) Вм?сто зачеркнутаго: «не пощадила волосъ». Ред.
667
Онъ былъ мужъ старый; с?дая его борода, оставя совершенно-голыми счоки, начиналась только отъ устъ и подбородка, сл?дственно не шире была двухъ съ половиною вершковъ, и продолжаясь черезъ грудь и брюхо, оканчивалась тамъ, гд? природа разд?ляетъ челов?ка на дв? равныя развалины. Сл?дственно, длина въ разсужденіи ширины или ширина въ разсужденіи длины д?лали ее тясьмо-образною. И толь необычайнаго колибра борода списана была еще въ С?вск?, по приказанію архіерейскому, домовымъ живописцемъ. «Прим?чанія достойно, — по собственнымъ тогдашнимъ его словамъ, — что гд? сія борода ни показывалась, везд? ее за р?дкость списывали», a какъ портреты его изображались всегда въ грудномъ или поясномъ положеніи, то и никому не удавалось на портретахъ вид?ть конца его бороды, такъ какъ никто не видалъ начала р?ки Нила. Къ такому-то отцу протопопу я явился. Онъ принялъ меня съ моимъ товарищемъ безъ вниманія, и я им?лъ причину подозр?вать, что онъ меня не узналъ, почему за нужное почелъ засвид?тельствовать ему архипастырское благословеніе С?вскаго архіерея, не объявляя ему, что я лишилъ себя права развозить благословеніе. Но когда увид?лъ, что онъ и посл? сего не любопытн?е знать ни объ архіере?, ни обо мн?, то я не счелъ за лишнее напомнить ему, что онъ y с?вскаго архіерея об?дывалъ, ужинывалъ, пивалъ вино, пуншъ, англійское пиво и наливки.
—«Да! отв?чалъ онъ, какъ будто пробудившись, y васъ они есть, a y меня ихъ н?тъ».
—Такъ н?тъ ли y васъ лошадей, батюшка? спросилъ я. Если вы не им?ете, по крайней м?р? знаете гд? что въ Стародуб? есть. Вы зд?шній древній житель, a мы вамъ деньги дадимъ».
—«Деньги! сказалъ Зубрицкій, приподнявши впалые глаза, — за деньги все можно достать. Сынъ мой помоложе, онъ куда-то пошолъ въ городъ; a какъ возвратится, онъ для васъ постарается, a я уже старъ».
«0 неблагословенное с?ме Авраамле! сказалъ я, вышедши отъ него, гласомъ архіерейскимъ моему Луцевину; когда исполнится съ вами об?щаніе Богa, об?щавшаго вм?сто этакихъ негодяевъ воздвигнуть отъ камней чадъ Аврааму? Пойдемъ искать
668
лошадей инд?. Можно-ль намъ над?яться на сына, когда y него таковъ отецъ?»
Ходя н?сколько часовъ по городу безъ усп?ха, принуждены возвратиться опять къ протопопу въ надежд?, что y него есть сынъ помоложе. Мы нашли на двор? челов?ка л?тъ 28-ми, въ худой изношенной синей епанч?, съ отвислою губою, пьянаго. Ето былъ сынъ его. Онъ, завидя насъ, сказалъ:
—А! вамъ-то надобны лошади? Дайте мн? 20 руб., я вамъ дамъ лошадей.»
—За что такъ много?
—«За то, что они васъ повезутъ, куда вамъ надобно».
—Нельзя тому статься? мы ?демъ въ Б?лоруссію, которая отсел? не близко.
—«Вы на нихъ до?дете хоть на край св?та».
—Слышишь ли? сказалъ я Луцевину, хоть на край св?та.
Луцевинъ сказалъ: «чего-жъ лутче!»
Между т?мъ какъ мы съ Луцевинымъ разсуждали, похаживали, и не знали какъ кончить нашу надобность, y пъянаго дуръ изъ головы н?сколько вышелъ, и онъ насъ ув?рилъ, что онъ почтмейстеръ, что до самой Б?лоруссіи на вс?хъ почтовыхъ станціяхъ лошади подъ его в?домствомъ, что онъ челов?къ чиновной, асаулъ, и что ему, по вс?мъ симъ правамъ и преимуществамъ, надобно заплатить напередъ вс? прогонныя деньги 20 p., a онъ намъ дастъ за своею рукою для про?зда формальной открытой листъ, называемой: «ц?дула».
Чтобъ не сид?ть въ Стародуб?, молодая наша неопытность р?шилась на ц?дулу и я заплатилъ ему 20 сребренниковъ и безд?льникъ им?лъ см?лость начать ее тако: «Ея императорскаго величества ц?дула, по которой сл?дуютъ такіе-то, которымъ давать по вс?мъ станціямъ почтовыхъ лошадей» и проч.
На первой отъ Стародуба почт?, требовали уже отъ насъ прогонныхъ денегъ; но мы уповая на ц?дулу, съ нерад?ніемъ отв?тствовали, что уже заплочены разомъ асаулу. Извощикъ нашъ, безъ сомн?нія, успокоилъ почту прогонами по наставленію асаула. На второй почт?, сколько мы ни ув?ряли, что мы заплатили прогоны разомъ почтмейстеру, но намъ отв?тствовано, что безъ прогоновъ н?тъ лошадей. Плутъ им?лъ уловку и имя свое подписать разведеннымъ съ углемъ черниломъ, которое по первомъ заверт? бумаги затерлось до безобразія. Итакъ, мы
669
дополняя недостатокъ нашей ц?дулы, повтореніемъ прогонныхъ денегъ, добрались, противъ чаянія, и безъ надобности до Чернигова, которой намъ отъ Стародуба къ Б?лоруссіи почти столько же былъ по пути, какъ бы ?дучи отъ Москвы до Кіева, за?хать къ Петербургу; въ которой однакожъ нельзя было не за?хать потому, что насъ такъ везли по ц?дул?.
Въ черниговской ратуш? безъ подорожной ни за какія прогоны не дали намъ лошадей, a надъ ц?дулою нашею см?ялись. Мн? весьма досадна была нев?жливость сихъ простыхъ людей, которые шутятъ надъ ближнимъ въ такую пору, когда ему надобно скоро ?хать. Надлежало бы требовать лошадей на почт?, но тамъ подорожная еще нужн?е, нежели въ ратуш?. Итакъ, не заводя споровъ за достоинство ц?дулы, спросилъ я y сихъ ц?дулоборцевъ: «дома-ль преосвященный и Елецкаго монастыря архимандритъ Еро?ей*). Ратушники, оставя ц?дулу и посмотря на меня съ б?льшимъ уваженіемъ, отв?тствовали мн?, что архіерея н?тъ, a архимандритъ дома. Они зам?тили, безъ сомн?нія, что челов?къ, которой нарицаетъ столь фамиліарно особъ влад?ющихъ великими деревнями и руководствующихъ душами правов?рныхъ, долженъ и самъ быть немаловаженъ. Не теряя времени или лутче сказать не жал?я потерять дурное время, пошелъ я къ архимандриту. Я нашелъ его дома. Онъ тотчасъ меня узналъ, и ласковой его пріемъ далъ мн? еще бол?е возчувствовать грубость протопопа Зубрицкаго. Архимандритъ, узнавъ отъ меня на сей разъ не больше, какъ только о путешествіи въ Б?лоруссію, далъ мн? тотчасъ свой екипажъ**) до ратуши, дабы я коляску мою препроводилъ въ его Елецкій монастырь, и им?лъ бы съ сопутникомъ продовольствіе и отдохновеніе въ его настоятельскихъ кельяхъ до вы?зда въ Б?лоруссію.
Учредя такимъ образомъ, по милости отца архимандрита, наши д?ла, его высокопреподобіе вступилъ со мною въ пространный разговоръ; я ув?домилъ его чистосердечно, что уволненъ отъ преосвященнаго и отъ консисторіи навсегда.
*) Архіерея зналъ я по бытности ero на коммиссіи, a архимандритъ знакомъ, потому что посвященъ моимъ с?вскимъ архіереемъ, по указу синода, во время междуархіерейства въ Чернигов?. Г.Д.
**) Въ подлин. зачеркнуто: «По-польски по?здъ, a по-россійски — не знаю какъ. Надобно учинить выправку съ академіею россійскою, которая скупа на словарь. Видно eй много д?ла». Г.Д.
670
—«И вы уже не возвратитесь къ преосвященному?» спросилъ скоропосп?шно архимандритъ.
—Н?тъ, отв?тствовалъ я и продолжалъ: теперь въ Б?лоруссіи открываются два нам?стничества. По новости присоединенія сего края къ Россіи можетъ быть настоитъ больше нужды въ людяхъ для штатской службы, нежели во внутреннихъ губерніяхъ. A еслибы и не нашли ничего для себя полезнаго, то мы им?емъ пашпорты до Москвы и Петербурга. Когда ничего в?рнаго не видно нигд?, такъ надобно поискать его везд?» и проч.
Время нашего разговора сближилось подъ самой ужинъ. Отецъ архимандритъ, выслушавъ изъясненія моихъ нам?реній, пожелалъ мн? спокойной ночи, и пошолъ въ дальніе покои, не говоря больше ни слова. Еще я не опомнился хорошенько, и не зналъ за что почесть неожидаемой поб?гъ нашего хозяина, какъ подошелъ ко мн? его келейный и сказалъ: что, «его высокопреподобіе кушать не изволитъ, такъ неугодно-ль вамъ откушать съ нами?»
Бывши я почотною особою при с?вскомъ неуступчивомъ архіере?, не почиталъ уже новымъ д?ломъ презирать и самыхъ архимандритовъ; почему и отказался сп?сиво отъ предложенной мн? чести*). Всл?дствіе сего, потащились мы съ Луцевинымъ къ своей коляск?, стоящей подъ пов?тью. На столовой припасъ мы не им?ли нужды; но я не помню, ужинали мы, или н?тъ. Того только нельзя забыть, что мы съ своимъ сопутникомъ, им?я одни нам?реньи, им?ли различныя съ нимъ природныя свойства. Я когда бываю въ душевномъ прискорбіи, тогда не могу спать и ?сть, a онъ, въ подобномъ случа?, погружался въ кр?пкой сонъ. Онъ, пользуясь симъ преимуществомъ, тотчасъ въ коляск? успокоился; a я ц?лую, хотя іюльскую ночь, ни глазомъ не сомкнулъ, размышляя почелов?чески о неизв?стности будущаго моего жребія, хотя размышленія таковыя приводятъ только въ изнеможеніе душевныя силы; да и для чего бы тревожить себя размышленіями о томъ, чего намъ природа не позволила ни пред-
*) Тогда носился слухъ, что с?вскій архіерей переведенъ будетъ въ Черниговъ, a черниговскій — на другую епархію. Архимандритъ, услыша отъ меня что я уже къ архіерею моему не возвращусь, почувствовалъ для себя тягостію продолжить гостепріимство. Г.Д.
671
вид?ть, ни предъузнать? Но съ другой стороны, тотъ же гласъ природы всегда мн? внушалъ такъ: «ты родился сиротою и живешь ты безъ друзей. Ежели ты самъ о себ? не потревожишься, то никто другой вм?сто тебя не потревожится».
Уже на разсв?т? я заснулъ. Но въ самомъ моемъ спокойствіи пробудилъ меня необыкновенной шумъ. Это было вотъ какое д?йствіе: челов?къ съ 8-мъ монастырскихъ служителей тащили женщину, которая, изъ-подъ общаго ихъ шума, просила пощады воплемъ, — какъ говорятъ въ монастыряхъ, — до небесъ досязающимъ. Втавщивши ее въ сарай, начали тиранить кнутьемъ. Мученица кричала пока могла. Потомъ вытащили ее изъ сарая и бросили въ пустую тутъ же стоящую избу и повидимому служащую для этакихъ богоугодныхъ употребленій. В?рные сіи исполнители милосердія на вопросъ мой отв?чали, что это попадья, которую его высокопреподобіе приказалъ обс?чь отъ шеи до пятъ, по жалоб? келейнаго его хлопца.
Мое сердце, сотворенное къ сугубому состраданію всякой и чужой ран?, хотя бы то была и не попадья, остановясь вопрошало само себя: «Всемогущее Провид?ніе! для чего дано челов?ку заблужденіе, что мы называемъ преступленіемъ, ежели онъ подвергается за него различнымъ горестямъ и страданіямъ? Для чего не дано ему столько благоразумной осторожности, чтобъ онъ, удаляясь пороковъ или ошибокъ, могъ изб?гать вс?хъ золъ, томящихъ краткую его жизнь? и для чего отъ начала міра по нын?, отъ нын? и до в?ка, сильный злод?й ут?сняетъ безсильнаго добраго и никому за то не отв?чаетъ?» — вопрошало, и никто ему не отв?чалъ!
Мы выхлопотали кое-какъ при помочи денегъ лошадей съ почты, представляя, вм?сто подорожной, наши пашпорты. Около полудня, отецъ архимандритъ увидя насъ заботящихся при коляск? объ отъ?зд?, удостоилъ мимоходомъ вопросить: «что, уже на вы?зд??» Сей вопросъ придалъ намъ охоты къ вы?зду, и отвратилъ остатки желанія быть на отпускной аудіенціи и благодарить его высокопреподобіе за столь мудреной пріемъ и угощеніе.
Мы достигли Добрянки, гд? прежняя граница, разд?лявшая Россію съ Польшею, была еще не снята. Таможенные досмотрщики приступили-было коляску нашу осмотр?ть; но будучи прак-
672
тики въ знаніи про?зжающихъ, пожелали намъ благополучнаго про?зда, не безпокоя насъ разбивкою безполезныхъ для нихъ вещей. Стоявшіе при рогаткахъ, будкахъ, притинахъ, пакхаузахъ, кланялись намъ мимо?дущимъ и подставляли руки, чтобъ мы имъ что нибудь бросили. При выполненіи нами сего обряда, Луцевинъ говорилъ: что и въ воеводскихъ канцеляріяхъ сторожамъ такъ же бросаютъ.
Я отв?чалъ, что въ монастыряхъ, въ праздники, на молебнахъ и попамъ въ церквахъ также кладутъ:
—«Я, — говорилъ Луцевинъ, — будучи въ Рыльскомъ магистрат? при д?лахъ, никогда не прашивалъ, и меня за это любили и дарили, и называли добрымъ и честнымъ малымъ».
—Мн?, говорилъ я, не было необходимости просить: меня въ архіерейскомъ дом? просители сами дарили; и я наконецъ взялъ себ? за обыкновеніе, ниже рубля не принимать, дабы чрезъ сіе показать мое сожал?ніе и услугу т?мъ людямъ, которые выше рубля подарить не въ силахъ. И мн? вслухъ накрикивали, что я доброй челов?къ».
КОНЕЦЪ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
Сетевая Версия Е. Кутьковой.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9