ЖИЗНЬ ГАВРІИЛА ДОБРЫНИНА,
ИМ САМИМЪ НАПИСАННАЯ.
1752—1827.
Новый годъ 1771.
Въ новый годъ съ?хались въ домовую архіерейскую церковь къ об?дни вс? штатскіе чиновники и гражданство, a посл? об?дни были y преосвященнаго съ поздравленіемъ. Я для того новымъ годомъ начинаю, чтобы привязать къ нему сл?дующую нашего покроя пов?сть:
Вс? архіереи им?ютъ обыкновеніе принимать въ новый годъ поздравительныя р?чи отъ находящихся при нихъ ученыхъ людей и отъ учащагося юношества. Въ соблюденіе сего обыкновенія и нашему преосвященному были таковыя — говорены посл? об?дни, въ большомъ зал?, при вышесказанной публик?, Кіевской академіи слушателемъ богословіи студентомъ Иваномъ Трипольскимъ, который былъ при брат? архіерейскомъ инспекторомъ; студентомъ Василіемъ Садорскимъ, который обучалъ малыхъ п?вчихъ латинскому языку, и н?сколькими учениками. Но какъ между сихъ должно было, по очереди, говорить архіерейскому брату**), то онъ, сказавши н?сколько словъ, пришелъ въ зам?шательство и остановился на сихъ словахъ: «ваши святые подвиги», стараясь возбудить свою память снова: «ваши святые подвиги», борясь съ смятеніемъ, которое сильно имъ овлад?ло, лишь началъ го-
*) См. «Русск. Стар.» т. III, 1871 г. стр. 119 и 247.
**) Петръ Фліоринскій. Ему было 18 л. отъ роду. Г. Д.
396
ворить въ третій разъ: «ваши святые подвиги», какъ вдругъ архіерей крикнулъ изо всей силы: «а ваши какіе?» Вся публика, не исключая и самыхъ стариковъ-купцовъ, не .удержались отъ см?ха. A архіерей подъ это продолжалъ пропов?дническимъ громкимъ голосомъ: «и ты скотина, и тотъ оселъ, кто тебя училъ; поди, корова, ?шь с?но, видно что ты не за свое принялся д?ло».
Такимъ образомъ, братъ брата поздравя съ праздникомъ, увеселили публику больше, нежели вс? риторическія студентскія прив?тствія. Однакожъ инспекторъ Трипольскій, будучи челов?къ чувствительный, или малодушный, не выдержалъ публичной брани. Онъ бросился въ свой покой и тамъ, взвалясь на постель, питалъ ц?лый день глубокую задумчивость, безъ пищи и питья. Я, сжалясь надъ его чувствительностію, ослабилъ къ вечеру страданіе души его н?сколькими рюмками вина и кускомъ жареной телятины. Онъ мн? былъ благодаренъ и сказалъ: «ты лучше ум?ешь ут?шать, нежели мой ученикъ говорить р?чи».
Между т?мъ бывалъ я иногда y вышесказаннаго консисторскаго члена Иринарха Рудановскаго. Онъ т?мъ сносн?е началъ со мной жить, что я, со вступленія моего въ новую должность, не управлялъ уже по контор? ставленическими д?лами, почему вс? мн? перестали завидовать, a стали бояться и искать моей дружбы, не для того, чтобы кто ею дорожилъ, и не для того, что я им?лъ иногда честь тазы чистить, но для того, чтобы я, по обыкновенію архіерейскихъ фаворитовъ, не наушничалъ архіерею на виновныхъ и невинныхъ.
Къ намъ присталъ въ союзъ вышесказанный учитель латинскаго языка Садорскій, который вкрался къ Рудановскому въ полную дружбу, a на похвалу меня истощалъ краснор?чіе вс?хъ латинскихъ авторовъ. Онъ, при всякомъ свиданіи, находилъ во мн? новое достоинство, коимъ им?лъ охоту занимать свой панегирическій языкъ. Иринарха онъ обыкновенно называлъ «отцемъ», a меня — «братомъ и другомъ». Теперь понятна вся наша родословная. Я иногда прерывалъ его, говорилъ ему, что онъ небережно льститъ; но онъ ум?лъ насъ обоихъ ув?рить, что онъ говорилъ отъ чистаго сердца, безъ лести, почему и были иногда y насъ разговоры о преосвященномъ общи и откровенны, которые хотя ничего въ себ?, кром? правды, не заключали, однакожъ т?мъ нарушается всеобщій порядокъ правленія, если подчиненные поз-
397
воляютъ себ? говорить о начальникахъ худо*). Чувствовалъ я н?которое облегченіе, когда говорилъ съ челов?комъ, охотно ?o мною, какъ казалось, разд?лявшимъ мою горесть.
Въ прибавку къ такому облегченію, показалъ я Рудановскому письмо, писанное преосвященному отъ с?нодскаго оберъ-секретаря Остолопова. Оно было отв?тное на то, которымъ преосвященный изъяснялъ сд?ланную ему с?нодомъ несправедливость, когда многіе архіереи, будучи, по его мн?нію, ниже его во всемъ, переведены на высшія, или лучшія епархіи, a онъ позабытъ или обойденъ. Остолоповъ отв?тствовалъ ему: что «я хотя истинный вашему преосвященству другъ, но мое по с?ноду д?ло секретарское, почему и услужить вамъ, въ разсужденіи перем?щенія, былъ не въ прав?, да и впредь ув?рить не осм?ливаюсь» и проч. Письмо сіе ув?рило насъ, что намъ не остается надежды сбыть съ рукъ святого владыку и избавиться отъ его архипастырскаго ига. Сіе самое и было побужденіемъ къ показанію мною Остолопова письма Рудановскому.
Въ зр?лыхъ уже моихъ л?тахъ, я самъ чувствую ошибки юныхъ моихъ л?тъ, но нахожу неоспоримою истиною то, что и самаго опытнаго, пожилого можно испортить, если его всегда обижать.
Рудановскій вскор? послалъ въ с?нодъ прошеніе о перевод? его на житье въ который-нибудь изъ малороссійскихъ монастырей. Скоро посл?довалъ желаемый указъ съ помощью брата его, с?нодскаго секретаря Григорія Ивановича Рудановскаго, всл?дствіе чего и отбылъ онъ подъ шумомъ громогласнаго ругательства нашего архипастыря къ епархіальному своему архіерею, кіевскому митрополиту, им?вшему тогда пребываніе свое, какъ выше сказано, въ Гамал?евскомъ монастыр?.
Теперь, по вс?мъ правиламъ тогдашняго моего легков?рія, подлежало мн? играть съ Садорскимъ дуэтъ, но онъ разсудилъ съиграть соло, какъ сл?дуетъ ниже.
Во единъ отъ дней прим?тилъ я, что архіерей мой пришелъ
*) Можетъ быть кто вопроситъ: «когда ты можешь такъ разсуждать, такъ для чего же ты теперь пишешь о другихъ, забывая скромность?»
Отв?тъ: «для того, что я теперь нахожусь въ качеств? историка, который, по званію своему, долженъ трудъ свой украшать правдою, такъ какъ піитъ — ложью, a ораторъ — празднословіемъ». Г. Д.
398
съ работы изъ рощи, съ весьма задумчивымъ лицомъ, которое мн? было т?мъ зам?чательн?е, что тогда не было новом?сячія. Мое прим?чаніе увеличилось, когда я узналъ, что онъ противъ обыкновенія ц?лый день въ рощ? пробылъ безъ работы, ходя и разговаривая съ Садорскимъ наедин?, отославъ отъ себя даже и дежурнаго малаго, котораго должность была ходить за нимъ и который о семъ меня ув?домилъ. Сіе ув?домленіе просв?тило меня, что Садорскій снялъ съ себя маску сыновства и дружбы и явился въ своемъ природномъ вид?. Подозр?ніе мое было справедливо.
По утру архіерей натощакъ, когдя я явился къ нему по должности, с?лъ въ кресло и потирая рукою то чело, то бороду, при томъ красн?я и чихая, спросилъ меня такимъ тономъ, изъ-подъ котораго видна была досада его и смятеніе: «какіе y васъ съ Иринархомъ происходили обо мн? разговоры?»
—Я не могу припомнить, — отв?чалъ я: — a ежели что случилось, то мы необыкновеннаго ничего не говорили.
—«А письмо, — возгласилъ архіерей — какое ты показывалъ Иринарху? и какую ты им?лъ причину вступать съ нимъ въ столь т?сный союзъ?»
По счастію, нападеніе сд?лано не въ расплохъ: приготовленъ будучи зам?чаніемъ, я тотчасъ отв?чалъ: «письмо я показать не усумнился потому, что въ немъ не было никакого секрета, и мы читали его съ сожал?ніемъ, что другіе архіереи перем?щаются, a ваше преосвященство остаетесь забытыми...»
«Н?тъ, неблагодарный, — закричалъ архіерей вскочивши съ креселъ: теб? не въ пору меня обманывать! Я тебя ув?ряю архіерейскимъ словомъ, что одинъ теб? остался путь къ спасенію, то-есть: ежели ты откроешь вс? ваши скопы и заговоры».
Я по истин? не зналъ и не им?лъ что ему открывать, кром? того, что мы иногда обнаруживали другь другу противъ его справедливое свое неудовольствіе. Видно, что Садорскій въ полной м?р? сохранилъ достоинство своей подлой души; видно, что онъ навралъ много небывалицы. Всл?дствіе cеro началъ я его преосвященству кабинетныя нашего тріумвирата д?ла изъяснять безъ трусости тако:
«Я все, что могу припомнить, донесу вашему преосвящен-
399
ству чистосердечно. Прошу только им?ть терп?ніе меня выслушать».
—«Ври все», крикнулъ лихой владыко.
«Когда въ разговорахъ нашихъ, продолжалъ я, доходило до вашего преосвященства, то мы оба были согласны въ томъ, что ваше преосвященство весьма обидно поступаете съ подчиненными и вм?ст? приверженными къ вамъ. Вы ихъ ругаете безпрерывно и повсем?стно, a иногда и рукамъ даете волю, единственно для того, что вамъ такъ угодно, отъ чего натурально подчиненный теряетъ къ вамъ преданность. Притомъ мы сердечно желали, чтобъ ваше преосвященство получили большей степени епархію для того, чтобъ намъ остаться покойнымъ; но когда увид?ли изъ письма Остолопова, что вы остаетесь y насъ по прежнему, то такая в?сть нанесла намъ уныніе и мы почли сіе знакомъ божія гн?ва къ намъ. Позвольте ваше преосвященство им?ть подчиненному н?жныя чувства и не запретите ему чувствовать всю тягость обиды, причиняемой отъ васъ...»
«Ба! крикнулъ архіерей, да кто тебя научилъ этакому краснор?чію? a терп?ніе гд??» еще сильн?е онъ гаркнулъ.
«Да будетъ ли пріятно, — отв?чалъ я: — вашему преосвященству, чтобъ подчиненные ваши были ув?рены, что они осуждены на терп?ніе единственно для того, что вамъ досталось быть въ С?вск?? Однакожъ я оправдать себя не см?ю, a прошу меня простить, — и съ симъ словомъ кинулся ему въ ноги, безъ чего духовные отнюдь не прощаютъ, говоря при томъ, — «что я всю истину сказалъ, которую, не сомн?ваюсь, подтвердитъ и Садорскій».
—«А онъ почему знаетъ?» спросилъ лукаво архіерей раскрасн?вшись.
«Онъ, отв?тствовалъ я чистосердечно, былъ межъ нами второй членъ, да не сомн?ваюсь, что онъ же и смутилъ душу вашего преосвященства по обыкновенію подлыхъ людей, кои хотятъ сыскать для себя счастье на пагуб? другого».
—«Н?тъ, сказалъ архіерей, онъ поступилъ какъ честный и благородный челов?къ; я ему больше дов?ряю, нежели теб?; a ты долженъ благодарить его за то, что онъ подалъ случай истребить возрастающее въ теб? зло».
Проговоря еще н?сколько подобныхъ словъ, окончилъ невкусную для меня авдіенцію, a къ себ? потребовалъ
400
которымъ и пробылъ до самаго полудня, не допуская къ себ? никого.
Посл? полудня конференцъ-секретарь, еже есть Садорскій, приходитъ ко мн? и возглашаетъ: «я твой предатель!» A я ему отв?чалъ, повторяя архіерейскія слова: «я долженъ тебя благодарить за то, что ты подалъ случай истребить возрастающее во мн? зло, которому однакожъ не ты ли самъ больше былъ причиною, нежели я?» Онъ началъ перес?менивать глазами, какъ воръ при уликахъ. Потомъ принялся-было за фразы и силлогизмы, но я сказалъ ему на отр?зъ, что не хочу ни слушать, ни говорить. Тогда онъ вытащилъ изъ кармана листъ бумаги, на которомъ написано было рукою его, но мысльми общими съ архіереемъ, прошеніе отъ имяни моего съ объясненіемъ: якобы я предъ Иринархомъ «порицалъ его преосвященство челов?комъ злобнымъ, обидчикомъ, лихоимцемъ и проч. И что я, уб?жденъ будучи сов?стію, раскаяваюсь въ моемъ согр?шеніи и прошу прощенія съ т?мъ, что уже бол?е никогда вышеписанными именами изображать его преосвященство не стану, ни на словахъ, ни на письм?, ниже какими іероглифами, ни на песк?, ни на вод?, ни на воздух? ни на.... словомъ: ни на чемъ, a прошедшее потщусь загладить в?рною моею службою и приверженностію» и проч.
Сія челобитная тотчасъ была мною, въ угодность архіерею, подписана почти такъ:
«Словесная овца и
«безсловесный рабъ».
Обильная матерія челобитную распространила на третью страницу. По всему видно было, что работали ее двое ученыхъ запершись. Архіерей, получа еe отъ меня лично, съ обыкновенными монастырскими поклонами, положилъ на столъ свою панагію и вел?лъ мн? на ней присягнуть во утвержденіе челобитной. Отъ сего времени служилъ я его преосвященству по прежней должности, a онъ противъ меня остался на прежнемъ основаніи, потому что не присягалъ.
Д?ло сіе т?мъ не кончилось. Преосвященный, подъ видомъ пос?щенія кіевскаго митрополита, по?халъ къ нему въ Гамал?евскій монастырь*). Тамъ, призвавъ Иринарха, взялъ его на ис-
*) Гамал?евскій пустынно-харлампіевскій Рождества Богородицы, 2-го класса мужской монастырь, бывшій въ кіевской, нын? въ черниговской епархіи, находится близъ м?стечка Воронежа, въ л?су подл? села Гамал?евка. Ред.
401
пытаніе и усов?щаніе*). Иринархъ — какъ я посл? отъ него самого слышалъ, — со мною въ р?чахъ не разбился, поелику «истина всегда бываетъ единогласна». Сл?дственно много открылось лжи на сторон? Садорскаго. Какъ бы то ни было, когда я сообщилъ Иринарху, что сіе изсл?дованіе родилось отъ предательства насъ Садорскимъ, то онъ объявленіе мое выслушалъ безъ удивленія и безъ досады; a я столько былъ простъ и ув?ренъ въ немъ, что изъ равнодушія его ничего не заключилъ, a только недоволенъ былъ за то, что онъ не сердился на Садорскаго такъ, какъ я.
Съ годъ уже времени спустя, архіерей, при случа? наитія на него добраго духа, сказалъ: что Садорскій оклеветалъ меня ему, по соглашенію съ Иринархомъ. Изъ чего я заключаю, но заключаю уже тогда, когда пишу мою исторію, т.-е. тогда, когда мн? отъ роду течетъ четвертый десятокъ — что архіерей почиталъ молодость мою за простодушную и неопытную, a Садорскаго и Иринарха за исправныхъ мошенниковъ, кои, можетъ быть, хот?ли что-нибудь извлекать изъ моего простодушія. И ежели преосвященный не бол?е во мн? находилъ вины, какъ только неопытную молодость, то, казалось бы, меня надлежало бы наставить, a я всякое добро понимать и его держаться былъ способенъ. Но ежели безъ причинъ ничто не бываетъ, то я слуга покорный новом?сячію, доставившему мн? причину воскликнуть, въ горести:
«О всесильная непостижимость! почто ты не сотворила челов?ковъ столь кр?пкими какъ скотовъ, для собственнаго ихъ спокойствія, сл?довательно и блаженства! Но я первый не хочу пользоваться блаженствомъ такого рода, которое неразд?льно съ природою скота. Итакъ, по вол? твоей святой, пользуясь существомъ, правомъ и жребіемъ челов?ка, им?я недостатокъ въ воспитаніи, не им?я помочи отъ истинныхъ, благоразумныхъ и благотворительныхъ друзей челов?чества, выходя самъ собою изъ круга простоты народной, и доходя безъ руководства до лучшаго
*) Въ семъ м?ст? надлежитъ зам?тить, что архіерей зналъ за собою что-нибудь такое, чего онъ сильно опасался; ибо для такихъ пустяковъ, кои мною выше обнаружены, кажется ему нельзя было столько суетиться и безпокоиться. Г. Д.
402
политическаго состоянія, пилъ я на семъ топкомъ и болотистомъ пути неоднократно полную чашу горести!»
Въ сію бытность мою въ Гамал?евскомъ монастыр?, вид?лъ я въ церкви портреты создателей и снабдителей его деревнями — гетмана и гетманшу Скоропадскихъ. Гетманъ изображенъ н?сколько сухощавымъ, съ булавою въ рук?, a гетманша — пріятн?йшею, молодою, полновидною, н?сколько продолговатаго лица, съ хусточкою (платокъ), сложенною въ рукахъ. Оба въ національномъ малороссійскомъ од?яніи.
A ежели у большихъ особъ ничего не должно пропущать безъ зам?чанія, то скажу, что я могъ зам?тить y нашего хозяина митрополита кіевскаго. Онъ во время об?да, часто подвигая къ себ? разныя съ вялою рыбою блюда, провозглашалъ: что, его «мать съ малол?тства вялою рыбою закормила» и потому онъ до нея великій охотникъ.
Въ продолженіе стола, его свят?йшество опытами удостов?рилъ вс?хъ, что онъ говорилъ сущую правду.
Опорожнивши н?сколько тарелокъ съ любимымъ его кушаньемъ, повелъ разговоръ, что онъ, живши долгое время въ Петербург?, привыкъ къ тамошнимъ обрядамъ и обыкновеніямъ. A теперь, когда при?детъ въ Кіевъ, не знаетъ, что начать: сл?довать ли малороссійскимъ обыкновеніямъ, или малороссіяне должны принаровляться къ его петербургскимъ ухваткамъ?
Весь, сид?вшій за столомъ, свято-кіево-митрополитанскій штатъ, приподнявшись благочестно и благогов?йно, отв?тствовали, почти въ одно слово, что весь Кіевъ долженъ себ? за образецъ взять его свят?йшество. Мой принцъ-архіерей видя, что все уже съиграно, заключилъ монологомъ: «ваше преосвященство, — сказалъ онъ, — заслужили уже то y отечества, чтобъ ни въ какомъ случа? себя не женировать». Дал?, сколько я въ митрополита ни вслушивался, ничего отъ него основательн?е не слыхалъ, какъ «разсужденія о польз? и преимуществ? всякой рыбы, и его самого»*).
*) Добрынинъ говоритъ о митрополит? кіевскомъ и галицкомъ Гавріил? Кременецкомъ. Пожалованъ онъ митрополитомъ кіевскимъ изъ санктпетербурскихъ архіепископовъ — 22 сентября 1770 г., скончался 1783 г., августа 8 дня.
Ред.
403
По возвращеніи нашемъ въ С?вскъ, Садорскій взялъ верхъ. Отворенъ ему сталъ входъ къ архіерею во всякое время.
Я неоднократно въ моей жизни былъ свид?телемъ той истины, что ежели челов?къ старается всегда повредить другому, то надобно оставить его на произволъ судьбы съ симъ несчастнымъ ремесломъ. Онъ произвольно доб?житъ съ нимъ до участи достойной себя. Сіе случилось и съ Садорскимъ. Онъ, не покидая ремесла, началъ выв?дывать п?вчихъ, кои обучалися y него латинскаго языка и дежурили y архіерея, въ чемъ проводитъ архіерей время чрезъ вс? 24 часа. Можетъ быть нам?реніе его было и невинно, ежели онъ хот?лъ собственно для себя занять благой прим?ръ. Но я зная, что архіерей великій непріятель такимъ невиннымъ нам?реніямъ, не почелъ за нужное обращать плутовство въ невинность, a объявилъ ему доносъ и доносителя.
Какъ в?рный бытописецъ, сл?дственно и любитель правды, не долженъ я сердиться, если кто обвинитъ меня за то, что я согр?шилъ противъ священнаго закона, который зла за зло воздавать не велитъ. Впрочемъ, кто знаетъ? можетъ быть, я тогда смотр?лъ на текстъ, который не запрещаетъ платить тою же м?рою, какую мы отъ другихъ получили, хотя бы то было «око за око и зубъ за зубъ».
Итакъ, почти въ одну минуту д?ла мои приняли хорошій видъ. Архіерей почелъ меня за в?рнаго челов?ка, который въ точности наблюдаетъ свою присягу, a Садорскаго за такого, какимъ я — его, a архіерей — меня не задолго предъ симъ признавали.
Садорскій приглашенъ былъ, по частому обыкновенію, къ столу. За столомъ архіерей, по обыкновенію, но сверхъ обыкновеннаго, началъ обнаруживать свой гн?въ самымъ жаркимъ, яркимъ, язвительнымъ гласомъ, проницающимъ отъ поверхности земной до пред?ловъ превыспреннихъ, отъ поверхности земной діаметрально до Америки, просверливая землю и все встр?чающееся въ ней, не изъясняясь никому, что ему надобно, чего онъ тамъ ищетъ, и кто прогн?валъ его смиреніе. Въ такихъ попыхахъ, схватываетъ со стола графинъ съ водою, ударяетъ со вс?хъ силъ объ полъ: графинъ въ мелкія части разбивается, брызги воды въ туманъ обращаются. Громъ по зал? и покоямъ раздается.
Садорскій вздрогнулъ на своемъ стул?.
404
—«А ты чего дрожишь, спросилъ его изо всей мочи архіерей: — видно ты чувствуешь свое плутовство? Ты бродяга! Каналья! вонъ изъ-за стола! вонъ изъ зала! вонъ изъ дому! въ метлы его»!
Такимъ образомъ, его преосвященство самъ разсмотр?лъ д?ло, самъ написалъ опред?леніе и самъ исполнилъ, въ одинъ часъ; присутственнымъ м?стамъ было бы работы на три м?сяца, не полагая въ сіе число справокъ и аппеляціонныхъ сроковъ. Садорскій выгнанъ изъ дому навсегда. Изгнаніе его въ чувствительн?йшемъ моемъ сердц? не произвело жалости, напротивъ скажу, что оно произвело, къ стыду челов?чества, склонное во мн? удовольствіе.
Вскор? посл? сего донесено преосвященному, что собственноручное его росписаніе*) унесено изъ ставленической конторы нев?домо к?мъ. Вскор? открылось, что это смастерилъ с?вской воздвиженской церкви дьячокъ Захарка, что и д?йствительно было. Онъ, сорвавши его со ст?ны, препроводилъ при своей бумаг? въ с?нодъ. Преосвященный приказалъ его взять, посадить въ ц?пь и отдалъ въ солдаты. Къ поступленію съ нимъ такимъ образомъ не трудно было сыскать причину. Онъ былъ гуляка, почти до пьянства, буянъ, л?тъ ему не было еще 30-ти. Взглянувъ на него, тотчасъ прочитаешь на лбу его: «смерть — коп?йка, голова — наживное д?ло». Какъ бы то ни было, архіерей отдалъ въ солдаты своего доносчика, не дождавшись ничего отъ с?нода, и т?мъ съ самаго начала далъ худой видъ своей справедливости и своей невинности.
Въ постъ Филипповъ**) дьячка вел?но сенатомъ и с?нодомъ возвратить изъ воинской службы, a преосвященному вел?но, чтобъ онъ далъ въ с?нодъ объясненіе противъ донесенныхъ на него пунктовъ, изъ коихъ первый былъ — собственноручное предписаніе, второй, собственныя взятки. Прочіе же пункты,
*) Росписаніе, о которомъ я упомянулъ въ § ХІ-мъ. Г. Д.
**) Постъ Филипповъ не потому называется, что Филиппъ — постился, но потому, что начинается сряду посл? праздника св. апостола Филиппа 15-го ноября (Праздникъ въ честь св. апостола Филиппа 14-го ноября) и въ т?хъ м?стахъ Россіи, гд? я родился и жилъ, больше знаютъ постъ Филипповъ, нежели ноябрь и декабрь; больше употребляютъ названіе дней, нежели названіе м?сяцевъ и чиселъ, какъ будто они живутъ только 7 дней. Г. Д.
405
относящіеся къ должностямъ природы, или, какъ говорятъ, слабостямъ челов?ческимъ, больше им?ли правдоподобія, нежели доказательства. Однакожъ на все надлежало отв?тствовать, когда уже дошло до вопросовъ.
До сего времени, казался мн? преосвященный твердаго и непоб?димаго духа; но по полученіи с?нодскаго указа, храбрость его уснула. Онъ сд?лался вдругъ изъ лютаго тигра (котораго я не видывалъ) кроткимъ ягненкомъ, пересталъ клясть Овчинникова, пересталъ проклинать Орловскихъ старов?ровъ, пересталъ бранить членовъ свят?йшаго с?нода, прекратилъ драки и брань въ церкви и дома. Уныніе и печаль на лиц? его изобразились. Онъ приб?гнулъ къ сов?тамъ многихъ законоискусниковъ*), которые, повидимому, худо его обнадеживали, ибо, когда я къ нему, по выход? ихъ, входилъ, то находилъ его въ пущемъ смущеніи и задумчивости. Онъ иногда говаривалъ и къ н?которымъ въ Петербургъ писывалъ, что «не клевета доносчика его тревожитъ, которая сама по себ? разсыплется, но то одно съ ногъ его валитъ, что с?вскій архіерей подъ судомъ». По моему же мн?нію, весьма несносно для челов?ка гордаго, когда его допрашиваютъ.
1772-й годъ.
1772-го года февраля 8-го, брата своего и инспектора Трипольскаго отправилъ онъ въ Петербургъ, перваго въ пансіонъ къ профессору Морбаху, a второго къ преосвященному петербургскому съ рекомендаціею, яко челов?ка учившагося въ Кіев? латинскаго языка и принявшаго смиренное нам?реніе вступить въ монашество, дабы посл? достигнуть архіерейской шапки. Ему препоручены были отв?тные въ с?нодъ пункты и просительныя ко многимъ по сей матеріи письма.
Трипольскій отписалъ изъ Петербурга, какъ оные, к?мъ приняты и что въ комъ произвели. Объяснилъ, между прочимъ, сколь худо онъ принятъ с?нодальнымъ оберъ-прокуроромъ Чебыше-
*) A законоискусники-то въ провинціи кто? Два въ провинціальной канцеляріи секретаря, третій протоколистъ, a четвертый отставной губернскій секретарь, славный во всей Б?логородской и Орловской губерніи ябедникъ тогдашнихъ временъ, Иванъ Коробовъ. Г. Д.
406
вымъ, который выговаривалъ ему суровымъ образомъ, что въ Петербург? подарки не въ обыкновеніи въ такомъ случа?, въ какомъ ему с?вскій архіерей подноситъ. «А когда я, пишетъ Трипольскій, усиливался съ просьбою о принятіи ихъ, то онъ закричалъ: «слуги, возьмите это все и выбросьте вонъ съ этимъ докучнымъ челов?комъ».
«Тогда я, — продолжаетъ коммиссіонеръ: — видя, что хотятъ со мною поступить не въ силу просьбы, подхватилъ ящикъ съ конфектами и проч. и съ пособіемъ слугъ трафилъ на извощика безпрепятственно. Изъ сего ваше преосвященство видите, заключилъ Трипольскій, что мн? съ грибами къ нему вызваться было нельзя».
Ежели грибы сіи были архіерейскіе, то т?мъ-то Трипольскій и худо сд?лалъ, что не вызвался съ ними прежде.
Какъ бы то ни было, такое ув?домленіе не порадовало преосвященнаго; но мн? оно было не безполезно, потому что ч?мъ бол?е им?лъ онъ съ какой стороны непріятныхъ в?стей, т?мъ бол?е изъ свир?паго становился тихимъ и скромнымъ. И онъ довольно могъ бы поправить свое д?ло, еслибы на семъ остановился, ибо с?нодъ на отв?тные его пункты долго молчалъ — какъ будто желая прим?тить, не перем?нится ли онъ въ образ? жизни. A между т?мъ с?нодальные члены весьма искренно, благосклонно и прямо братски къ нему писывали, обнадеживая, «что собственноручное его предписаніе не относится къ корыстолюбію, или къ противор?чію законамъ, но къ истребленію большихъ закрытыхъ взятокъ» и проч.; однакожъ отв?тчикъ не ум?лъ воспользоваться добрыми къ нему с?нодальныхъ членовъ расположеніями.
Скромность свою чувствовалъ онъ тягостію несносною для него; терп?ніе — ненавид?лъ, какъ природнаго своего врага. Онъ, покр?пившись съ небольшимъ полгода, свергнулъ съ себя об? сіи ноши, которыя для другихъ въ своихъ поученіяхъ называлъ «доброд?телями, пробивающими дорогу къ в?чному блаженству».
Онъ началъ гласить съ помощью рюмокъ, стакановъ, чашекъ, что с?нодъ, не въ силахъ будучи найти резолюцію на премудрые его отв?тные пункты, не знаетъ, ч?мъ р?шить д?ло. С?нодъ, по его мн?нію, былъ б?дный судія, которому отъ с?вскаго архіерея пришло въ тупикъ! Тако ему в?щающу, часто
407
возглашалъ: «Koгo Богъ хочетъ наказать, y того прежде отниметъ умъ, и нечестивый, пришедъ въ бездну золъ, нерадити начинаетъ», — не остерегаяся и не подозр?вая, къ кому служитъ сей священный текстъ.
Одобряемъ будучи во всемъ такими знатоками приказныхъ д?лъ, которые за блаженство почитали, что архіерей разд?ляетъ съ ними крикливую бес?ду, рюмку и стаканъ — пустился во все больше обыкновеннаго и, ч?мъ многолюдн?е случалось y него собраніе, т?мъ больше распространялся онъ съ ругательствомъ на сvнодальныхъ членовъ, именуя каждаго выдуманными имъ прозвищами. Оберъ-прокуроръ Чебышевъ не былъ забытъ въ сихъ поэмахъ. Словомъ, онъ возстановилъ и умножилъ прежній безпорядокъ жизни.
Уже сvнодальные члены, слыша, безъ сомн?нія, о его поведеніи, перестали къ нему писать и отв?чать, a онъ, не переставая пить, бранить и бить встр?чнаго и поперечнаго, бросаясь на нихъ самъ, сд?лалъ изъ себя челов?ка неистоваго больше, нежели былъ прежде.
Сколь такой родъ поведенія былъ ему безполезенъ, откроется посл?, a теперь отправляюсь я съ его преосвященствомъ и со вс?мъ штатомъ или клиромъ въ Трубчевскъ, Брянскъ и Карачевъ для обозр?нія, по долгу званія апостольскаго, «како пребываютъ братія» и чтобы утвердить ихъ въ правилахъ в?ры, пос?ять зерна доброд?тели, гд? должно утвердить насажденная, гд? можно, служащимъ олтарю съ олтаремъ под?литься.
Августа въ первыхъ числахъ (1772 г.) мы вы?хали и прибыли про?здомъ въ Площанскую богородицкую пустынь.
Благодатная пустынь! Нельзя о теб? замолчать! Ты уединяешься въ л?су сосновомъ и березовомъ, им?ешь каменную церковь, довольное число келій, хотя деревянныхъ, но покойныхъ и теплыхъ. Написанные на вратахъ твоихъ лики являютъ собою обитателей твоихъ, посвятившихъ себя уединенію, съ нам?реніемъ трудиться для спокойствія душевнаго и для изб?жанія суетъ мірскихъ. Ты им?ешь чист?йшую воду р?чную и ключевую. Тебя отъ солнечнаго зноя ос?няютъ деревья; тебя же они охраняютъ отъ свир?пыхъ в?тровъ. Ты вм?щаешь въ себ? до 60-ти челов?къ, монашествующихъ и б?льцовъ, именующихся братіями. Твой начальникъ, титулуемый строитель, т?мъ только
408
отличаетъ свое начальство отъ рядовыхъ братій, что онъ первый на молитв? въ церкви, — гд? вечеръ, заутро и полудне благословляютъ Господа, — и первый на работ?, гд? копаютъ, с?ютъ, садятъ и собираютъ плоды. Твоя чада вяжутъ мрежи, работаютъ р?зцами и другими орудіями. Они подносятъ пос?тителямъ прекрасно сработанныя и окрашенныя трудовъ своихъ ложки, блюдцы, тарелки; сплетенныя искусно разныхъ м?ръ и величинъ корзинки и проч., не требуя за то вознагражденія и не подавая ни мал?йшаго къ тому вида желанія, благодарны отъ всего сердца т?мъ, что имъ дадутъ. Твой уставъ ведетъ каждаго, пос?щающаго тебя, въ общую трапезу, предлагаетъ ему свой хл?бъ и все то, что сварено для братьевъ. A для отличнаго гостя начальникъ и братія не опасаются соблазна изготовить птицу, a если угодно, такъ и барана; хотя сами строжайше удалены отъ брашенъ сего рода, даже до того, что самые юные б?льцы не соглашаются, ни подъ какимъ видомъ, нарушать сей доброд?тели воздержанія. Часы на колокольн? опред?ляютъ время, положенное для молитвы и работъ. Притекающіе въ твой храмъ, истинные поклонники, не находятъ въ твоей оград? ничего оскорбляющаго чистоту ихъ сердечныхъ расположеній.
Да будетъ слава и честь господину Апраксину, хранящему тебя въ н?драхъ своего влад?нія:
Зд?сь услышалъ я исторію, частію отъ самого настоятеля и частію отъ братій и даже отъ послушниковъ, которая, повидимому, вс?хъ ихъ занимала и которую собравши въ одно, выйдетъ сл?дующая!
Въ начал? временъ сего монастыря или пустыни, былъ въ ней настоятель инокъ Іоасафъ. Онъ, по н?сколько-л?тнемъ сею обителью управленіи, сдалъ ее другому брату, a самъ удалился въ непроходимую пустыню*); тамъ живя многія л?ты, препровождалъ время въ молитв?, въ пост?, въ рукод?ліи келейномъ, рубилъ дрова, носилъ воду, копалъ, садилъ, с?ялъ. Его при томъ добрый нравъ привлекалъ къ нему много пос?тителей. Многіе, приходя, просили y него постриженія въ монашество, a онъ имъ и не отказывалъ. Сими постриженіями наполнялъ онъ свои любимые монастыри, или пустыни: Площанскую, Б?лобереж-
*) Казалось бы, что это брянскій и карачевскій л?съ, называемый Кривой.
Г. Д.
409
скую, Полбинскую, Барщевскую, изъ которыхъ, по всеобщемъ въ Россіи уничтоженіи лишнихъ монастырей, осталась только одна Площанская, на собственномъ содержаніи.
С?нодъ пров?далъ о ревностномъ его собираніи словеснаго стада, и неоднократно посылалъ повел?нія его взять; но святого мужа гр?шнымъ людямъ уловить было трудно. Его многочисленные ученики, подобно разставленной страж?, узнавали обо всемъ заблаговременно и наставнику давали время спокойно переходить изъ одного скита въ другой*). Да и самыя тогдашнія правительства, почитая святость его, попускали ему охранять себя; a онъ, между т?мъ, постригая въ монашество желающихъ, гласилъ: «грядущаго ко мн? не изжену вонъ». Первенствующій с?нода членъ, митрополитъ Димитрій С?ченовъ, видя, яко ничтоже усп?ваетъ, но паче молва бываетъ, возгласилъ н?когда: «кто можетъ сказать, что y насъ н?тъ патріарха? Есть патріархъ, который не боится ни епархіальнаго архіерея, ни с?нода». A отецъ Іоасафъ, продолжая .постоянно принятый имъ образъ жизни, скончалъ благополучно въ пустыни дни свои въ старости мастит? и погребенъ въ Площанской пустын?.
Достойно зам?чанія, что сей престрогой — по словамъ его учениковъ — для себя пустынножитель, былъ снисходителенъ для своихъ учениковъ. Онъ имъ говаривалъ: «пейте и ядите, д?ти мои. Б?съ никогда ни пьетъ, ни ?стъ, да народу пакость творитъ! пейте и ядите во славу Божію; вашъ в?къ того требуетъ; но не упивайтеся и не объ?дайтеся, да не возрадуется врагъ нашъ о васъ!»
Мои в?треныя тогдашнія л?та не были любопытны узнать и вид?ть его могилу; вм?сто того я охочь былъ взл?зть на колокольню, и вид?лъ нечаянно большой колоколъ съ надписью имяни сего почтеннаго старца.
Пробывши два дни въ Площанскомъ сіон?*), вы?хали на третій — въ Трубчевскъ. Въ Трубчевск? осматривалъ преосвящен-
*) Скитъ — пустынное обиталище, родъ монастыря, только безъ церкви. Г. Д.
*) Челов?къ обогащенный знаніемъ можетъ сказать: «Сіонъ есть гора въ Іерусалим?, на которой стоялъ домъ Давидовъ, a Площанская пустыня значитъ: плоскость. Почему же писатель жизни своей называетъ ее сіономъ?» Нy, виноватъ, какъ Каинъ, a перем?нять не стану. Г. Д.
410
ный благочинія въ церквахъ. Мы пробыли въ немъ дней семь безъ скуки.
Чолнскаго монастыря, подв?домственнаго Кіевопечерской лавр?, отстоящаго отъ города верстъ на 7, игуменъ Антоній Балабуха, прибывъ къ архипастырю на поклонъ, способенъ былъ умножить удовольствіе на пирахъ трубчевскихъ. A потомъ, запросилъ онъ преосвященнаго со вс?мъ штатомъ и прочими гостьми въ свой монастырь*). И тамъ-то дали дёру всему тому, отъ чего смертный въ жизни бываетъ мертвецки пьянъ! Изъ вс?хъ гостей, гостинныхъ слугъ и архіерейскаго штата, коихъ было всего народа челов?къ бол?е 40, едвали четвертая часть осталась праведниками. Само по себ? разум?ется, что моя душа не была въ числ? первыхъ трехъ частей, ибо авторъ долженъ другихъ только глушить пороками, хотя бы и не было ему противно, на случай надобности, англійское пиво.
На второй день къ вечеру возницы наши разсудили запрягать лошадей, что и побудило къ вы?зду гостей и хозяина, которые не заботились знать, какимъ мановеніемъ вывезены они изъ дома молитвы для доставленія ихъ обратно въ Трубчевскъ.
На пути архіерей, по обыкновенію, остановился со вс?мъ караваномъ, сталъ въ круг? вс?хъ и вел?лъ подавать англійское пиво. Потомъ отвернувшись отъ вс?хъ, кром? меня, прочь и пользуясь тишиною и пріятностью ночи, началъ инкогнито обходить вс? повозки и засматривать въ нихъ.
Продолжая должность страннаго дозора, нашелъ на 60-ти л?тняго старика, иподіакона Гавріила Антонова, который, обремененъ будучи л?тами и напитками, лежалъ брюхомъ на повозк?, a нижняя половина т?ла вис?ла съ повозки, и касаясь слегка земли, опиралась объ нее такъ, что нельзя было отгадать виситъ ли онъ, стоитъ ли онъ или лежитъ? Архіерей, подскоча, ну гвоздить его ногою въ задъ, какъ будто отгадывая загадку.
Старикъ, почувствовавъ прив?тствіе, собралъ силы, встрепенулся, схватилъ архіерея въ охапку. Архіерей покушался вырваться, но старикъ ему доказалъ, что онъ безъ силы въ рукахъ. Они оба подняли шумъ, на который сб?жались вс? до единаго,
*) Чолнскій Спасскій Трубчевскій 3-го класса мужской монастырь находится въ Орловской губ., въ восьми верстахъ отъ города Трубчевска. Выстроенъ монастырь въ XVI ст. однимъ изъ кн. Трубецкихъ. Ред.
411
и старикъ между т?мъ разсмотр?лъ, что онъ им?етъ д?ло съ своимъ владыкою. Всл?дствіе чего игуменъ Балабуха, трубчевскій протопопъ, трубчевскій воевода и прочіе духовные и св?тскіе сановники, принявъ на себя должность судей, кричали вс? разомъ и порознь и какъ кому цришлось. Иной говорилъ: «біяй в?рна или нев?рна, да извержется»; иной восклицалъ: «его же любитъ, наказуетъ». Св?тскіе гласили статьи изъ третьей главы военнаго артикула, a архіерей вопилъ: «Князю людей твоихъ да не речеши зла»!
Наконецъ, не отступая отъ большинства голосовъ, соблюдаемаго на всемъ земномъ шар?, — можетъ быть потому, что большинство голосовъ им?етъ на своей сторон? и большинство рукъ — отдали въ полную и беззащитную волю овцу сильному пастырю; всл?дствіе чего овца-иподіаконъ повалился ему въ ноги. Приказано ему лезть на большое сухое дерево, стоявшее тутъ же при дорог?. И когда старость его съ ослаб?вшими отъ вина силами и съ помощью другихъ вскарабкалась по сучьямъ на высоту, то архіерей вел?лъ ему кричать по-кукушечьи. Странно, .забавно было и жалко слышать, или лучше сказать: каждому слышалось по-своему, какъ плачущій старикъ, истончивая басистый свой голосъ, віолончелилъ сквозь слезы: «куку-куку». Ему подладило громогласнымъ см?хомъ все духовное и св?тское сумасбродство, отчего чрезъ все время нашего простоя разливалося по л?су непрерывное эхо.
Обрядъ вы?зда нашего изъ Трубчевска въ Брянскъ производился по семy же церемоніалу.
Б р я н с к ъ.
Въ Брянск? нa первый случай остановились въ Св?нскомъ Новопечерскомъ монастыр?*), подв?домственномъ Кіевопечерской лавр?, отъ города въ верстахъ 2-хъ, по приглашенію того монастыря начальникомъ, игуменомъ Палладіемъ.
*) Св?нскимъ называется по р?к? именуемой Св?нь. Но простой народъ по-нын? пазываетъ его «Свинскимъ монастыремъ». Монастырь преогромный, богато и выгодно отстроенный — весь каменный, кром? настоятельскихъ келій. Бывшій печерскій архимандритъ, Лука Б?лоусовичъ, им?лъ охоту и воз-
412
Начавши съ хозяина, скажу, что игуменъ сей былъ челов?къ соединяющій въ себ? духовнаго со св?тскимъ. Хорошъ собою, брюнетъ, благообразный, съ лакированными глазами и чистымъ голосомъ, великій мастеръ шутить и ум?лъ этотъ даръ употреблять кстати. Его критическій разумъ никого не обижалъ, напротивъ съ каждаго скучнаго лба сбивалъ морщины и заставлялъ см?яться. Не диковинка, что его вс? тамошніе дворяне любили, a можетъ быть — и дворянки. Ярманка тогдашняя, продолжающаяся тамъ каждогодно въ сентябр?, около 4-хъ нед?ль, на которую обыкновенно съ?зжается множество дворянства, умножила торжества архіерейскія.
Потомъ, пере?хали въ Брянскій Петропавловскій монастырь, подв?домственный нашему іерарху, въ которой собралось на про?здъ все духовенство, штатскіе, тамошніе чины и н?сколько дворянства. Въ продолженіи дней 15-ти архіерей въ монастыряхъ и въ н?которыхъ церквахъ священнод?йствовалъ, когда ему заблагоразсудилось. Всякой почти день прошенъ онъ бывалъ къ знатн?йшему купечеству на об?ды, куда и сл?довалъ всегда въ сопровожденіи немалочисленной свиты.
По усугубленіи роскоши, истинный сынъ церкви, старый пом?щикъ ?аддей Петровичъ Тютчевъ запросилъ пастыря въ свой дворянскій домъ, отстоящій отъ Брянска верстъ на 15, со вс?мъ множествомъ духовныхъ и св?тскихъ персонъ.
Обозъ или караванъ нашъ состоялъ изъ многочисленныхъ разноманерныхъ колесницъ, принадлежащихъ людямъ разнаго состоянія, — архіерею со штатомъ, игуменамъ, протопопу, дворянамъ, чиновникамъ воинскимъ и штатскимъ.
Мы при?хали къ г. Тютчеву подъ вечеръ. У воротъ его дома церковь каменная, снаружи хороша, и внутри, какъ мы вид?ли посл?, украшена не скупою рукою. Двуэтажный домъ, хотя деревянный, однакожъ выгоденъ и огроменъ. Меблированъ богато и со вкусомъ, и при св?чахъ показался онъ мн? еще ве-
можность, при тогдашнемъ влад?ніи деревнями, выстроить его превосходно, хотя безъ наблюденія орденовъ архитектуры и назвалъ Новопечерскимъ; a церковь выстроена на коштъ государыни императрицы Елисаветы Петровны при жизни еще ея величества. Сія чадолюбивая мать — которыя царствованіе y многихъ называется златымъ в?комъ — любила свой законъ и свою церковь, чтила духовенство и уничтожила смертную казнь. Г. Д.
413
ликол?пн?е, нежели онъ былъ въ самомъ д?л?. Расположеніе покоевъ, ихъ многочисленность, обои, картины, комоды, шкафы, столики, бюро, — краснаго дерева; все сіе въ надлежащемъ порядк? и чистот?, a зат?мъ уже сл?дуетъ по порядку: вм?сто подсв?чниковъ — шандалы, вм?сто занав?сокъ — гардины, вм?сто зеркалъ и паникадилъ — люстра; вм?сто утвари — мебель, вм?сто приборовъ — куверты, вм?сто всего хорошаго и превосходнаго — «тре біенъ» и «сюпербъ». Везд? вм?сто разм?ра — симметрія, вм?сто серебра — аплике, a слугъ зовутъ «ляке».
Камердинеръ, который былъ въ шелку и въ натяжк?, показалъ мн? покой, назначенный для архіерея со вс?ми принадлежностями.
Архіерей, вопреки своей неутомимости, сказалъ, напившись чаю, что ему надобенъ покой. Разд?вшись съ помощью моею и возлегши на одръ, сказалъ онъ мн?: «посмотри-ка мимоходомъ, что нашъ хозяинъ и гости? гд? и какъ»?
Я, перешедъ покоя съ три отъ архіерейской спальни, увид?лъ изъ дверей посл?дней горницы въ зал? гостей, коихъ было персонъ бол?е 50-ти обоего пола, сидящихъ за великол?пнымъ ужиномъ, a въ первомъ м?ст? хозяина въ халат? и колпак?. Его старость, богатство и дружба гостей давали ему на сію вольность привилегію, несмотря на то, что онъ им?лъ чинъ выпущеннаго изъ гвардіи армейскаго поручика.
Возвратясь, донесъ я о сіяніи на стол? хрусталя, серебра, о числ? гостей и о всемъ великол?піи и чистот?, сколько можно было вскользь прим?тить. На досугахъ прибавилъ я, что я вид?лъ нашего хозяина, какъ Юпитера на Олимп? въ сонм? боговъ и богинь.
«Да каково-жъ эти боги, спросилъ архіерей, нападаютъ на нектаръ и амвросію»?
—«Безъ пощады, отв?чалъ я; стукъ ложекъ, ножей и вилокъ похожъ на пальбу б?глымъ огнемъ».
По такомъ, подобномъ сему празднословіи, архіерей сказалъ мн? напосл?докъ: «ну, принимай же св?чи, поди — оканчивай свое любопытство, какъ тамъ боги ?дятъ».
Я засп?лъ подъ конецъ ужина. Лишь только я сталъ обокъ кресла господина хозяина, какъ онъ оглянулся, схватилъ съ себя колпакъ и вдругъ опять вскинулъ его на голову, соско-
414
чилъ съ креселъ, схватилъ меня об?ручь за плечи, говоря между т?мъ: «сядь, мой другъ, сядь на моемъ м?ст?, пожалуй покушай; я вижу, что тебя его преосвященство жалуетъ, пожалуй сядь, a я на тебя посмотрю, какъ на преосвященнаго». Отъ сихъ посл?днихъ искреннихъ словъ, ближайшіе гости довольно неосторожно засм?ялись, a я т?мъ временемъ усп?лъ изъясниться, что я доволенъ буду, когда мн? позволено будетъ по эту пору быть на ряду съ вашими оффиціантами. «Ну, воля твоя», кончилъ в добрый господинъ. При окончаніи стола, онъ выбирая блюда въ кушаньяхъ, отдавалъ ихъ слугамъ и приказывалъ, посматривая на меня: «это его милости».
По окончаніи ужина готовъ уже былъ для меня особый столъ. Кушанья и напитковъ поставлено было столько, что можно было удовольствовать двухъ Максиминовъ или четвертую часть Кротонскаго Милона. Слуги предстояли мн? т?мъ порядкомъ, какъ и барину своему. Ч?мъ бол? я старался держать себя въ надлежащей позиціи, т?мъ бол? чувствовалъ тягость чести.
На завтр? ув?домилъ я преосвященнаго обо всемъ. Онъ выслушалъ, очень былъ доволенъ хозяиномъ и мною. Лишь только я вышелъ, чтобы од?ться по форм?, встр?тился со мною въ зал? самъ хозяинъ, въ коротенькой епанечк? гишпанскаго покроя малино-цв?тнаго бархата, на соболяхъ. Онъ спросилъ меня: «можно ли войти къ его преосвященству»? Я отв?чалъ: «кто см?етъ въ вашемъ дом? затворить двери вашему высокородію?» Онъ меня обнялъ и поц?ловалъ, говоря между т?мъ: «о, мой другъ! ты умный слуга». Приписавъ мн? сію честь, явился онъ къ архіерею въ спальню, a я пошелъ од?ваться.
Еще я не причесался, какъ камердинеръ г. Тютчева, пришедъ ко мн?, разсказалъ разговоръ своего барина съ моимъ архіереемъ. «По сд?ланіи утренняго прив?тствія баринъ мой — говоритъ камердинеръ: — заговорилъ объ васъ и непрестанно хвалилъ васъ, отдавая притомъ справедливость преосвященному, что онъ васъ выбралъ. A преосвященный отв?тствовалъ, что онъ не жал?етъ, что сд?лалъ къ вамъ привычку и что вы, кром? другихъ должностей, отправляете y него должность и кабинетнаго секретаря». Я, поблагодаря камердинера за искренній переносъ доброй в?сти, ничего столько въ продолженіе ц?лаго дня
415
не слыхалъ, какъ только многочисленные въ разныхъ углахъ дома похвальные о себ? разговоры.
Уже въ тогдашнія мои л?та, могъ я дивиться и самъ себя вопрошать: «не съ ума-ль сошли эти люди? за что они меня хвалятъ»? Но съ теченіемъ жизни пришло время, что я не им?лъ нужды въ подобныхъ случаяхъ вопрошать себя, поелику присмотр?лся и вид?лъ, что люди суть такое созданіе, которое въ одну и ту же пору хвалитъ, порочитъ, клевещетъ съ равном?рнымъ жаромъ, усп?хомъ, основаніемъ, легкомысліемъ; a нер?дко бываетъ, что и на важныхъ степеняхъ люди бываютъ хвалимы по ихъ степенямъ и счастію, но не по ихъ заслугамъ и достоинствамъ.
Это еще не конецъ. Угодно было року, чтобы похвалилъ меня и капельмейстеръ г. Тютчева, который былъ породою изъ смоленской шляхты*), росту выше средняго, л?тъ 30-ти, лицо им?лъ кругленькое, подобное маетнику ст?нныхъ часовъ. Клубоподобную его небольшую головку прикрывалъ осыпанный пуклями паричокъ; взглянувъ на него, нельзя было не зам?тить, что онъ самъ собою былъ доволенъ. Такой манерный капельмейстеръ, дабы участвовать въ тотъ день во всеобщей матеріи, подступилъ ко мн? по-рыцарски, и отведши къ окну, зачалъ со мною дружескую р?чь.
«Братецъ, — говорилъ онъ: — ты мн? полюбился. Я о теб? слышалъ много хорошаго; да скажи пожалуй, для чего ты вчера за столъ-то не с?лъ? в?дь ?аддей-то Петровичъ, знаешь-ли какой челов?къ? онъ хуже тебя садитъ съ собою».
Я отв?чалъ ему, что, «въ этомъ не сомн?ваюсь, потому, что я самъ это вчера прим?тилъ изъ посл?дней тарелки». По счастію моему или обоихъ насъ, я говорилъ съ такимъ челов?комъ, который на все былъ согласенъ, или изъ вышепрописанной явленной ко мн? любви, или позабылъ, что онъ вчера занималъ за столомъ посл?днюю тарелку.
Въ семъ дом? слышалъ я, какъ вся фамилія Тютчевыхъ — собравшись изъ разныхъ домовъ въ гости — мущины, женщины, юноши, д?вицы и малыя д?ти, проклинали память фельдмаршала
*) Въ царствованіе уже Екатерины Великія дворяне Смоленской губерніи упривилегированы называться и писаться «дворянами», a до сихъ поръ ихъ называли и писали: «смоленскою шляхтою». Г. Д.
416
графа Миниха, за то, что онъ, подъ образомъ службы, за собственную будто-бы личную обиду, вел?лъ разстр?лять полковника Тютчева, —помнится, родного брата нашему гостепріимному — въ царствованіе Анны императрицы.
Другой Тютчевъ и третій Тютчевъ.
На третій день вы?хали со всею зд?сь бывшею компаніею на об?дъ къ д?йствительному статскому сов?тнику Ивану Никифоровичу Тютчеву же. Тутъ пріемъ, хотя не столько былъ пышенъ, однако соотв?тствующъ генеральскому дому; a им?лъ еще лучше, что во всемъ была благоразумная ум?ренность. Отоб?давъ, поскакали, почти вс?мъ соборомъ — кром? н?сколькихъ мало по малу разъ?зжавшихся — къ маіору Николаю Андреевичу Тютчеву же, им?ющему домъ и влад?ніе свое въ смежности.
Праведное небо! теб? единому изв?стно, сколько зд?сь пролито, или лучше сказать, влито англійскаго пива, бишеву, пуншу! Сіе страшное сраженіе началось при самомъ при?зд? вечеромъ, и при самой пріятн?йшей погод? въ саду, хотя уже былъ и сентябрь. Самъ хозяинъ прежде вс?хъ доказалъ, что онъ радъ гостямъ. Его повели точно такъ, какъ понесли изъ саду въ спальню, лишеннаго зр?нія, слуха, обонянія, вкуса и осязанія. Но съ симъ геройскимъ изнеможеніемъ онъ напалъ не на слабыхъ.
Іерархъ, будучи хотя въ томъ же подвиг?, но еще въ кр?пости силъ, возгрем?лъ на хозяйскихъ слугъ, предстоящихъ ему со вс?ми принадлежностьми гостепріимства, что «баринъ ихъ сд?лалъ смертный гр?хъ, уступя преждевременно съ своего м?ста, въ противность вс?хъ регламентовъ, за что и подлежитъ онъ духовному суду».
Игуменъ Палладій и протопопъ брянскій стараясь потушить б?ду, крикнули слугамъ, чтобы они подавали поскор?е все, что есть въ погребу, какъ можно больше. Весь хоръ гостей апплодировали проектъ. До двухъ тысячъ зажженныхъ плошекъ, и расположенныхъ по саду, по р?шетк? окружающей садъ, и частію на двор? им?ли зрительми только слугъ.
417
Уже въ 10-мъ часу по утру, хозяинъ воскресъ, a преосвященный предъ т?мъ только-что уснулъ; било три часа по полудни, a преосвященный въ самую пору покоится. Тщетно хозяинъ и многіе изъ гостей нав?дывались и вопрошали о его пробужденіи. Забавно было слышать, какъ всякій изъ нихъ, отходя отъ дверей архіерейской спальни, бурчалъ сморщившись: «пора об?дать, четвертый часъ».
Наконецъ, въ начал? 5-го часа, пробудило преосвященнаго среди самаго покоя нечаянное приключеніе, безъ котораго бы ему не проснуться до полуночи. Онъ кликнулъ меня раза съ три сряду весьма скоропостижно, и очень негромко. Нетрудно было понять, что надобно быть чему-нибудь необыкновенному. Лишь только я показался въ дверь, какъ поразилъ меня непріятный ...... Co всевозможною скоростію, сказалъ онъ мн? сидя въ постели: «не впускай никого». О проклятое англійское пиво, —подумалъ я въ сердцахъ, — над?лало ты намъ хлопотъ полонъ носъ! По счастію, преосвященный ................. Но что я говорю: по счастью! Какое тутъ счастье, если они вс? были.........? всл?дствіе чего, я разставилъ караульныхъ съ такою посп?шностью, какой требовала важность приключенія, съ запрещеніемъ впущенія въ нашу комнату какого бы то чина и званія кто ни былъ. A между т?мъ съ перем?ною .........................................................*), кончили все съ желаемымъ усп?хомъ.
Архіерей, показавшись хозяину и гостямъ, преподалъ вс?мъ миръ и благословеніе. Хозяинъ спросилъ по обыкновенію: покойно-ль ночевалъ его преосвященство? Архіерей отв?чалъ правду, что спалъ спокойно; но само по себ? вышло лучше, что объ окончаніи сна не случилось вопроса, a то бы архіерею надлежало р?шиться солгать противъ своего сана, въ коемъ находясь должно всегда говорить правду.
Сію тайну скрывала по днесь непроницаемая зав?са временъ. Изъ сего можно заключить, что есть на св?т? великое множество такихъ неизв?стностей, которыя оставили потомство въ
*) Зд?сь опущено пятнадцать словъ, которыя мы не нашли удобнымъ печатать. Ред.
418
в?чномъ о себ? нев?д?ніи, и которыя могли бы быть украшеніемъ историческаго пера.
Отоб?давши при св?чахъ, простился преосвященный съ хозяиномъ, и у?халъ, по предназначенію, въ домъ пом?щицы Maрьи Родіоновны Безобразовой, состоящій въ сел? Морачев?, по пути въ Брянскъ. Тамъ, въ ожиданіи гостя, сд?лано было св?чное осв?щеніе ко вс?мъ многочисленнымъ въ покояхъ окнамъ.
Гость принятъ былъ со вс?ми обрядами, приличными его сану, угощенъ ужиномъ. Отужинавши, разсудилъ за благо совершить въ ту же ночь кругъ своего путешествія возвращеніемъ въ Брянскъ. Но на вы?зд? изъ села, выскочилъ изъ кареты и пошелъ къ стоящей тамъ церкви. Я посл?довалъ за нимъ; a онъ с?лъ на обширный огромный камень и началъ возглашатъ, повторяя: «кто зд?сь погребенъ?»
На голосъ приб?жали: игуменъ Палладій, протопопъ брянскій, десятоначальникъ, a потомъ мало-по-малу собрался весь штатъ.
Протопопъ отв?чалъ, что зд?сь погребенъ пом?щикъ этого села г. Безобразовъ. «А, это тотъ, — крикнулъ архіерей, — который попа убилъ?»
«Такъ носилась молва» — отв?чалъ протопопъ, «однакожъ по д?лу не дойдено».
—«Пой ему ана?ема!» воскликнулъ архіерей.
Весь хоръ п?вчихъ загрем?лъ «ана?ема», такъ точно, какъ поютъ въ нед?лю православія, когда проклинаютъ Мазепу, Гришку Отрепьева и вс?хъ гр?шниковъ, потомъ вс?мъ усопшимъ христіанамъ в?чную память, a живущимъ — многая л?та. Но какъ все сіе сопровождаемо было вс?мъ т?мъ, что случилось въ бутылкахъ и въ погребцахъ, то часто, въ несоблюденіи командующаго архіерейскаго гласа, п?ли вм?сто в?чной памяти — многая л?та, a въ м?сто ана?емы — в?чную память.
Такимъ нашимъ порядкомъ простоявши часа съ полтора, пустились мы, при тихой темнот?, прямо въ Брянскъ, и прибыли туда вм?ст? съ днемъ.
Напосл?докъ, наступило время оставить Брянскъ и пос?тить Карачевъ. Усердное, при напиткахъ, провожанье брянскими духовнаго и св?тскаго чина жительми, причиною было, что намъ
419
н?сколько дней сряду запрягали и отпрягали лошадей. Наконецъ мы вы?хали въ ночную пору; ибо всякой день для насъ былъ малъ, однако-жъ при колокольномъ въ ближайшихъ церквахъ звон?, которой въ такую пору не меньше походилъ на церемонію, какъ и на тревогу.
Одинъ изъ усердныхъ провожателей, г. маіоръ Петръ А?анасьевичъ Бахтинъ, с?лъ въ берлинъ съ архіереемъ и игуменомъ Палладіемъ, a мн? пришлось с?сть на его верховую лошадь въ качеств? предводителя его людей, — коихъ было челов?къ съ восемь, обмундированныхъ по-карабинерски, потому что баринъ ихъ служилъ въ карабинерномъ полку, и восп?вающихъ за мною самыя солдатскія п?сни:
«Сударушка
Варварушка,
Не гн?вайся на меня
Что я не былъ y тебя, и проч.»
По пере?зд? н?сколькихъ верстъ г. Бахтинъ, высунувшись изъ берлина, кликнулъ меня, повторяя громогласно: «твоя — лошадь! твое — с?дло! твои — пистолеты!». Принимать подарки было для меня д?ло не новое, почему и не пропустилъ я, подъ громомъ его п?сенниковъ, салютовать его шляпою.
Потомъ преосвященный далъ ему отпускное свое благословеніе; a онъ, с?вши на запасную лошадь, отъ?халъ съ миромъ и съ потеряніемъ, какъ я думалъ, лошади съ приборомъ. Но мы съ архіереемъ обманулись. Бахтинъ, въ наступившую зиму будучи y архіерея въ гостяхъ на именинахъ, истребовалъ и отобралъ все деньгами, говоря, что онъ продалъ, a не подарилъ. Отецъ Палладій хотя могъ бы быть свид?телемъ подарка или продажи, но его на именинахъ не случилось, къ тому же и по закону для доказательства истины одного свид?теля не довольно. Итакъ, г. Бахтинъ получилъ плату за подарокъ. Но ежели подарокъ былъ выпрошенный, то онъ дурн?е дурной продажи и дурного подарка.
Исторія не должна умолчать, что отецъ Палладій сл?дуетъ за нами повсюду, и присутствіе его съ нами во вс?хъ дворянскихъ домахъ д?лаетъ всегда вс?мъ удовольствіе. Онъ, не помышляя быть забавнымъ, никогда безъ новой матеріи въ собраніе не является. Наприм?ръ, либо описываетъ печерскихъ со-
420
борныхъ старцевъ, либо подражаетъ русскимъ бурлакамъ, н?жинскимъ грекамъ, сельскимъ попамъ, извощикамъ, престар?лымъ боярамъ, и словомъ: всякой родъ состоянія могъ онъ представлять въ такомъ забавномъ и непринужденномъ вид?, какъ нельзя лучше.
На границахъ Брянскаго съ Карачевскимъ у?зда, встр?тилъ насъ карачевскій протопопъ — нощи сущей — со св?тильники и съ небольшимъ числомъ священно-и-церковно-служителей, не помню въ какомъ-то селеніи, въ которомъ онъ столько времени дожидался своего архіерея, сколько дней и ночей звонили при провожаніи насъ изъ Брянска.
Карачевъ.
Подъ Карачевъ подъ?хали вечеромъ, и остановились при церкви бывшаго Тихонова монастыря, котораго каменное и деревянное строеніе, еще и по уничтоженіи его, въ ц?лости пребывало и часть онаго занята была, повидимому, какою-то казенною склажею. Тутъ прошенъ былъ преосвященный съ дороги на чай отъ н?сколькихъ дворянъ, штатскихъ дворянъ, штатскихъ чиновниковъ и отъ бывшаго карачевскаго воеводы, Елисея Алекс?евича Хитрова, отставленнаго — не припомню — за гр?хи, или за д?ла богоугодныя. Помню только, какъ вс? тогда говорили, что онъ отставленъ не за доброд?тель, — если это говорили люди доброд?тельные.
Сей Елисей, будучи тогда въ компаніи, вызвался къ отцу Палладію — держащему въ рук? покалъ съ виномъ: «Что, отецъ Палладій! если бы къ этакому винцу, да прежнія монастырскія деревеньки!» —Да! отв?чалъ отецъ Палладій, подлаживая т?мъ же тономъ: «если бы къ этакому винцу, да прежняя карачевская воеводская канцелярія!» Весь Карачевъ апплодировалъ громко и Палладію на камилавку наложилъ лавровый в?нокъ за то, что онъ не зная Хитрова близко, трафилъ въ него какъ въ мишень.
На ночь отъ?хали въ Николаевскій одринскій монастырь, отстоящій отъ города верстъ на восемь.
(Продолженіе сл?дуетъ).
Сетевая Версия Е. Кутьковой.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9